Конспект индивидуального/подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Т]
28.04.2025
Цель:
Автоматизация
правильного произношения звука [Т] в слогах, словах, предложениях и связной
речи.
Задачи:
1. Закрепить
правильный артикуляционный уклад звука [Т].
2. Развивать
фонематический слух (умение выделять [Т] в речи).
3. Активизировать
словарь по лексическим темам (животные, игрушки, продукты).
4. Тренировать
мелкую и общую моторику.
5. Воспитывать
усидчивость и самоконтроль за речью.
Оборудование:
-
Зеркало для артикуляционной гимнастики;
-
Картинки с изображением предметов, где есть звук [Т] (тигр, торт, телефон,
тучка);
-
Слоговые таблицы (та-то-ту, ат-от-ут);
-
Мяч для игр;
-
Раскраска с буквой «Т»;
-
Игрушка-тигр (символ занятия);
-
Аудиозапись с ритмичной музыкой.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие:
Логопед:
«Сегодня к нам в гости пришёл Тигр Том. Он хочет научиться чётко говорить звук
[Т]. Поможем ему?».
Мотивация:
Дети
получают «билетики» с буквой «Т» — это пропуск в игру.
2. Артикуляционная гимнастика
Проводится
с зеркалом, сопровождается стихами:
-
«Лопатка»: Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу.
-
«Качели»: Поднять/опустить язык к верхним и нижним зубам.
-
«Моторчик»: Произносить [Т-Т-Т-Т], имитируя стук мотора.
Пояснение:
«Звук [Т] — «моторный». Кончик языка стучит в бугорки за верхними
зубами!».
3. Автоматизация звука [Т]
Этап
1: Изолированный звук
Дети
«превращаются в моторчики»: произносят [Т-Т-Т] с разной громкостью и ритмом
(тихо, громко, быстро, медленно).
Игра
«Эхо»: Логопед стучит карандашом (2 раза — дети говорят [Т-Т]), 3 раза —
[Т-Т-Т].
Этап
2: В слогах
Повторение:
Та-та-та, То-то-то, Ту-ту-ту; Ат-ат-ат,
От-от-от, Ут-ут-ут.
Логопед
бросает мяч, называет слог ([та]), ребёнок возвращает мяч, добавляя второй слог
([та-то]).
Этап
3: В словах
«Поймай
звук [Т]»:
Дети хлопают, когда слышат [Т] в ряду слов:
*стол, кот, дом, торт, рука, туча*.
«Назови
картинку»:
Ребёнок
выбирает картинку (например, «тигр»), произносит слово, выделяя [Т]:
«Т-т-тигр».
Игра
«Один-много» (согласование числительных):
1 торт — 5 тортов, 1 телефон — 3
телефона.
Этап
4: В предложениях
«Доскажи
фразу»:
Логопед: «Таня ест вкусный… (торт)». Дети
дополняют, выделяя [Т].
Составление
предложений с опорой на картинки:
«Тигр Том топал по тропинке».
Этап
5: В связной речи
Мини-диалог
с Тигром Томом:
Логопед
(за тигра): «Ты любишь торт? Какой торт вкусный?». Ребёнок отвечает: «Я люблю
шоколадный торт!».
4. Физкультминутка
Под
музыку дети выполняют движения:
«Топаем,
как тигры» — топают ногами.
«Тянемся
к туче» — поднимают руки вверх.
«Собираем
тюльпаны» — наклоны.
5. Творческое задание
Раскрашивание
буквы «Т» с проговариванием: «Т-т-т — я раскрашиваю букву Т!».
Игра
«Волшебный мешочек»:
Дети
на ощупь достают предметы со звуком [Т] (игрушечный телефон, тигрёнок),
называют их.
6.
Итог и рефлексия
Логопед:
«Чему научил нас Тигр Том? Какие слова со звуком [Т] запомнились?».
Похвала:
Дети получают наклейки за старание.
Рекомендация
на дом: нарисовать 3 предмета со звуком [Т] и составить про
них предложения.
Оценка:
Отмечается
умение правильно артикулировать [Т] в разных позициях.
Фиксируются ошибки для дальнейшей коррекции (например, замены на [К] или смягчение).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.04.2025
Дата обновления: 28.04.2025
Дата публикации: 28.04.2025