Сказки, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

22.04.2025

Сказки – это не просто увлекательные истории, а мощный инструмент для развития речи, мышления и эмоционального интеллекта ребенка. Логопеды активно используют сказки в коррекционной работе, так как они помогают расширять словарный запас, улучшать звукопроизношение и развивать связную речь.  


1. Как сказки влияют на речь ребенка?

Развитие словарного запаса – сказки содержат богатый лексикон (устаревшие слова, образные выражения, синонимы), что обогащает речь ребенка.  

Формирование грамматического строя – дети учатся правильно строить предложения, согласовывать слова, использовать предлоги.  

Развитие связной речи – пересказ сказки тренирует умение логично излагать мысли.  Работа над звукопроизношением – повторение звукоподражаний ("мяу", "гав", "тук-тук") и чистоговорок помогает закреплять правильные звуки.  

Развитие фонематического слуха – ритмичность и рифмы в сказках улучшают восприятие звуков.  

Эмоциональная выразительность – интонационное чтение учит ребенка передавать чувства через речь.  


2. Как правильно читать сказки для речевого развития?

Выбирайте сказки по возрасту – для малышей (1-3 года) подойдут короткие фольклорные сказки ("Курочка Ряба", "Репка"), для детей 3-5 лет – более сложные ("Теремок", "Колобок"), после 5 лет – волшебные и авторские сказки.  

Читайте с выражением – меняйте голос для персонажей, делайте паузы, чтобы ребенок мог договаривать слова.  

Задавайте вопросы – "Что случилось дальше?", "Почему герой так поступил?", "Как ты думаешь, что он чувствовал?"  

Играйте в сказку – инсценируйте с игрушками, рисуйте сюжеты, лепите персонажей.  

Учите пересказывать– сначала по картинкам, потом без подсказок.  


 Логопедические игры со сказкамиХочу такой сайт

«Угадай героя по звуку» – ребенок определяет персонажа по звукоподражанию (например, "ква-ква" – лягушка).  

"Исправь ошибку" - взрослый намеренно искажает сюжет, а ребенок исправляет.  

"Придумай конец" – развитие фантазии и связной речи.  

"Повторялки"– заучивание коротких рифмованных фраз из сказок.  


4. Какие сказки особенно полезны?

- **Для звукопроизношения** – "Три медведя" (отработка звука [р]), "Зайкина избушка" ([з-с]).  

- Для развития диалогической речи– "Колобок", "Теремок" (много повторяющихся реплик).  

- Для расширения словаря – "Снежная королева", "Аленький цветочек" (богатая лексика).  

Сказки – это естественный и приятный способ развития речи. Читайте их ежедневно, обсуждайте, играйте – и речь вашего ребенка станет чище и выразительнее. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.04.2025

Дата обновления: 22.04.2025

Дата публикации: 22.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Правовые акты

Постановление № 375 от 06.12.2018.pdf (скачать)
приказ № 1123 от 27.12.2022.pdf (скачать)
приказ 1151 от 25.12.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».