МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703; ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД0301001
ул. 40 лет Победы, 9, с. Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: school_simferopolsiy-rayon28@crimeaedu.ru
(МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
ЗД по УВР
учителей филологического,
________ Э.Д.Стахурская
социально-гуманитарного и
эстетического циклов
протокол № 6
от 29.08.2023 г.
Руководитель
_________ Д. Д. Мемет-Эминова
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
_________ Н.В. Чурсина
протокол заседания
педсовета № 11
от 30.08.2023 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Родной (крымскотатарский) язык»
5-Б, 5-В, 5-Г, 6-А, 6-Б, 6-В,
7-А, 7-Б, 7-В, 7-Г классы
Составил:
учитель крымскотатарского
языка и литературы,
Эмираметова Л.Т.
Родниково, 2023 г.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык»
для 5-Б, 5-В, 5-Г, 6-А, 6-Б, 6-В, 7-А, 7-Б, 7-В, 7-Г классов разработана в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования / приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования. Родной
(крымскотатарский) язык (для 5-9 классов образовательных организаций) – Москва, 2023;
3. Крымскотатарский язык (родной) 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках / А. Меметов, Л.В.
Алиева, И.А. Меметов – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Крымскотатарский язык (родной) 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках / А. Меметов, Л.В.
Алиева, И.А. Меметов – М.: Просвещение, 2017. – 143 с.
Крымскотатарский язык (родной) 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках / А. Меметов, Л.В.
Алиева – М.: Просвещение, 2017. – 135 с.
4. Основной образовательной программой основного общего образования (5-7 классы)
МБОУ «Родниковская школа-гимназия»;
5. Положением о рабочей программе (ФГОС-2021).
Срок реализации программы – 2023-2024 учебный год.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе
воспитания.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Родной (крымскотатарский) язык является средством приобщения к духовному
богатству крымскотатарской культуры, средством социализации личности, приобщения еѐ
к культурно-историческому опыту человечества.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку включает в себя темы,
касающиеся внутреннего устройства языка, сведения о взаимосвязи крымскотатарского
языка с культурой.
В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: «Язык и речь. Язык и культура», «Разделы науки о
языке» (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология,
морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация), «Текст».
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение
следующих целей:
воспитание уважения к родному крымскотатарскому языку, сознательного
отношения к нему как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного
языка;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о специфике родного (крымскотатарского) языка, основных
языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
3
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского)
языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения крымскотатарского
языка.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо,
говорение), монолог и диалог, устная и письменная речь: правила общения. Тема и идея
высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность,
правильность, логика).
Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту.
Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы,
предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова).
Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о
разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь, описание
предметов, животных, простая форма рассуждения.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное,
вопросительное, побудительное. Знаки препинания в конце предложения. Интонация в
предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки препинания
при них.
Диалог, прямая речь, знаки препинания при них.
Фонетика и правописание.
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки,
особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ѐ, е. Знакомство с
орфографическим словарѐм. Орфографические ошибки. Слог. Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные
звуки. Буквы, обозначающие и широкие, и узкие звуки.
Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в
заимствованных словах.
Лексикология.
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и
переносным значением. Знакомство с переводным словарѐм. Лексические ошибки.
Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.
6 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
Богатство и красота крымскотатарского языка.
Речь и общение. Речевая деятельность.
4
Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому говорит. Тема, идея, цель и их
роль.
Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы
связи слов в тексте.
Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту,
простой план к своему высказыванию.
Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю.
Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы.
Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение разных по стилю текстов,
типы речи и жанры.
Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров.
Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развѐрнутое: выбор из
произведений художественной литературы отрывков с описанием комнаты, здания.
Развѐрнутое изложение (устное) научного стиля.
Диалог: из жизни обучающегося.
Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинениерассуждение, работа над рисунком.
Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с
рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинение-рассуждение). Развернутое
изложение в научном стиле. Устный ответ на уроках. Сочинение-рассуждение на тему
языка. Документы. Рабочий план, объявление.
Лексикология и фразеология.
Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова. Богатство и
развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы, профессионализмы,
диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов.
Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи.
Словообразование. Состав слова.
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс,
разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание
слов сложных и парных.
Морфология. Общие сведения о частях речи
Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль.
Категории существительного. Образование существительных: притяжательные
сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменения существительных по
падежам. Способы образования существительных и их правописание.
Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль,
относительные и качественные прилагательные, степени сравнения прилагательных:
сравнительная и превосходная степени, уменьшительные и увеличительные
прилагательные, способы образования прилагательных, прилагательные, образованные
синтаксическим способом, парные и сложные прилагательные. Использование
прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней
прилагательного.
Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические
функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые,
дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. Использование
в речи числительных для обозначения даты, времени.
7 КЛАСС
Язык, общие сведения о языке.
5
Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о
публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы чтения.
Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и
форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развѐрнутое изложение (устное и
письменное). Изложение текстов с описанием человека. Развѐрнутое изложение (устное)
текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности
человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По предложенному сюжету
устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
Морфология.
Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды
местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи
личных местоимений.
Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и
положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Формы
прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги
глаголов. Наклонения глаголов. Образование глаголов.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов.
Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный
оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание.
Правильное использование причастного оборота в речи и при письме.
Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль.
Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы образования деепричастий и
правила правописания.
Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование
деепричастного оборота в речи.
Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени
сравнений наречий. Способы образования наречий и их правила правописания.
Правильное использование наречий в речи.
Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и
их правописание.
Использование предлогов в речи.
Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила
правописания союзов.
Использование союзов в речи.
Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц.
Выразительно читает предложения с частицами.
Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации.
Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях,
написанных на родном (крымскотатарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней, волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание
атарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного
(крымскотатарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других
народов России, ценностное отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к
достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
7
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в
Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(крымскотатарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
8
способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своѐ развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
9
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(крымскотатарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
10
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результата деятельности, понимать
причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретѐнному
речевому опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения,
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
11
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и
основе существования народа, объяснять значение родного (крымскотатарского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные
монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать
в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему,
основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять
простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание,
повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к
функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и
художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функциональносмысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания
текста (в рамках изученного);
характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие
между звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и
однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное
слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нѐм главное
и зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения,
выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце
предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение,
дополнение, обстоятельство);
находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки
препинания в предложениях с ними;
12
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в
предложениях с обращениями и вводными словами, правильно ставить знаки препинания
в предложениях с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в
диалоге.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как
средства коммуникации и самовыражения;
соста
тепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
использованием жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения еѐ
происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения еѐ употребления: лексику пассивного
запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления
(диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать
фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь
фразеологизмов;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение
слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в
речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их
разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста,
видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
использовать основные понятия морфологии, определять
грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части
речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие,
(определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие,
наречие;
распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их
функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
5 КЛАСС
Название
раздела
Кол-во
Из них
часов УРР Дик КР Сочи Излож
тант
нение ение
1
Повторение тем,
изученных в 3-4
классах
4
1
2
Синтаксис и
пунктуация
8
1
1
1
Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Внимательно слушать,
понимать и доказывать
свою точку зрения;
находить ошибки и
поправлять;
основываясь на тему,
объяснять содержание,
выразительно
читать
тексты
разные
по
форме
и
стилю;
находить и вспоминать
самое
основное
в
тексте,
помнить
содержание
услышанного
и
прочитанного в тексте,
прочитанный
и
услышанный
текст
уметь пересказать, к
тексту
составлять
простой
план,
определяет форму и
стиль текста.
Выразительно
читать
разные
по
стилю
(разговорный, научный,
художественный)
тексты,
Читать,
основываясь
на
орфоэпические правила
и
правильную
интонацию.
Знать и отличать типы
речи. Готовить рассказ
с элементами описания
предметов, животных.
Подбирать материал к
простому сочинениюрассуждению.
Тексты разные по
форме и стилю слушать
и понимать.
В
словосочетании
определять главное и
14
зависимое
слова;
правильно составлять
словосочетание,
отличать сложное и
простое предложения,
выбирать предложения
по цели высказывания,
в
предложении
находить главные и
второстепенные члены,
в
предложении
находить однородные
члены, вводные слова,
обращения, в прямой
речи находить слова
автора,
объяснять
правила пунктуации в
прямой речи.
Различать предложения
простые,
сложные,
осложненные; находить
обобщающие слова и
правильно расставлять
знаки препинания.
Знать и объяснять
правила пунктуации в
сложных
предложениях,
пользуется средствами
интонации.
ЭОР / ЦОР
3
Фонетика
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
10
1
Отличать согласные и
гласные буквы и звуки,
делить слова на слоги,
правильно произносить
звуки и буквы.
Знать
правила
правописания букв гъ,
къ, дж, нъ; объяснять
особенности
правописания букв я,
ю, ѐ, е.
Делить правильно слова
на
слоги,
ставить
правильно ударения в
словах.
Правильно произносить
гласные
звуки,
различать широкие и
узкие
звуки.
Знать
правописание
и
15
широких
и
гласных звуков.
ЭОР / ЦОР
4
Орфография
https://vk.com/terciman_tukani
4
1
ЭОР / ЦОР
5
Лексикология
https://vk.com/terciman_tukani
6
1
ЭОР / ЦОР
7 Закрепление
тем, изученных
в 5 классе
ЭОР / ЦОР
https://vk.com/qirimhazine
2
1
1
Итого
http://vvvvw.it-n.ru/
34
4
2
2
1
узких
Знать
правила
правописания губных и
негубных
гласных,
правильно использует
правило при написании.
объяснять содержание
слов; уметь правильно
использовать словари, к
словам
правильно
подбирать синонимы,
антонимы. Правильно
использовать их в речи.
Находить и исправлять
лексические
ошибки,
уметь
правильно
использовать
переводные словари.
1
6 КЛАСС
№
п/п
Название
раздела
1
Введение
2
Повторение
тем, изученных
в 5 классе
Кол-во
Из них
часов УРР Дик КР Сочи Изло
тант
нени жени
е
е
1
6
1
1
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Внимательно
слушать,
понимать и доказывать свою
точку
зрения;
находить
ошибки
и
поправлять;
основываясь
на
тему,
объяснять
содержание,
выразительно читать тексты
разные по форме и стилю;
находить и вспоминать самое
основное в тексте, помнить
содержание услышанного и
прочитанного
в
тексте,
прочитанный и услышанный
16
текст уметь пересказать, к
тексту составлять простой
план, определять форму и
стиль текста.
Подбирать к сочинению
материал,
составлять
сложный план к готовому
тексту,
к
своему
выступлению
составлять
простой план.
Знать стили речи, объяснять
их разницу. Знакомится с
официально-деловым стилем,
объяснять его особенности.
Готовить описание зданий,
комнат, природы; уметь
объяснить различия.
Читать тексты разные по
стилю и жанру, стили и
жанры
определять
и
анализировать.
Выразительно читать тексты
разные по стилю и жанру.
Выразительно читать тексты
разных стилей (разговорный,
научный, художественный);
читать правильно, соблюдая
орфоэпические нормы и
интонацию;
сжато
и
развернуто по простому
плану
пересказывать
услышанное и прочитанное.
Составлять
диалог
по
предложенной теме, диалоги
составлять на правильном
литературном языке; писать
и
составлять
устные
сочинения,
сочинения
соответствуют теме и цели;
при написании учитывать
изученные
орфограммы,
делить текст на абзацы; в
речи использовать различные
типы речи, находить и
исправлять ошибки в своей
речи.
Устно
и
письменно
составлять
сочинениерассуждение о действиях
человека. Писать статью в
газету о действиях человека
(сочинение-рассуждение).
17
ЭОР / ЦОР
3
Лексикология
и фразеология
Развернуто
пересказывать
текст
научного
стиля,
готовить устное выступление
к
урокам,
подбирать
материал
к
сочинениюрассуждению на тему языка.
Уметь
составлять
план
работы, объявления.
https://multiurok.ru/files/tablitsy-po-krymskotatarskomu-iazyku.html
6
1
Находить изученные слова в
тексте;
объяснять
лексическое
содержание
фразеологизмов;
уметь
пользоваться
разными
словарями.
Находить
и
объяснять
различие
общеупотребительных,
неалогизмов,
архаизмов,
профессионализмов,
диалектных
слов.
Знать
правила
правописания
заимствованных
слов,
правильно использовать в
речи.
Анализировать
содержание фразеологизмов.
ЭОР / ЦОР
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
4 Морфемика и
3
1
1 находить корень и суффиксы
словообразова
слова,
находить
ние
однокоренные
слова,
объяснять
особенности
разных суффиксов.
ЭОР / ЦОР
https://vk.com/terciman_tukani
5 Морфология и
1
орфография
ЭОР / ЦОР
https://vk.com/qirimhazine
5.1 Имя
6
1
1
существительн
ое
Распознать
существительные; находить
ошибки
в
словах
на
изученные правила.
Знать
притяжательные,
сказуемные, уменьшительноласкательные суффиксы и
уметь разъяснять их правила
правописания.
Правильно
склонять существительные
по падежам.
Анализировать
способы
18
образования
существительных.
ЭОР / ЦОР
https://vk.com/qirimhazine
5.2 Имя
4
1
1
прилагательно
е
ЭОР / ЦОР
5.3 Имя
числительное
https://vk.com/qirimhazine
7
1
ЭОР / ЦОР
https://vk.com/qirimhazine
34
4
2
2
1
Итого
7 КЛАСС
№
Название раздела Кол-во
п/п
часов УРР Дик
тант
1
2
Введение
Повторение тем,
изученных в 6
классе
Распознать прилагательные;
находить
ошибки
на
изученные
орфограммы.
Знать
категории
прилагательного, объяснять
разницу
между
относительными
и
качественными
прилагательными,
разграничивать по значению
и грамматическим свойствам
качественные
и
относительные
прилагательные;
пользоваться
в
речи
уменьшительными
и
увеличительными
прилагательными.
Знать
и
анализировать
способы
образования
прилагательных.
Отличать числительные от
других
частей
речи,
распознавать
количественные, порядковые,
дробные,
примерные
числительные,
приводить
примеры. Находить ошибки
на изученные орфограммы.
Группировать числительные
по
морфологическим
признакам.
1
Из них
Характеристика
КР Сочи Изло основных
нение жение деятельности
обучающихся
видов
1
1
Внимательно слушать,
понимать и доказывать
свою точку зрения;
находить ошибки и
поправлять;
19
ЭОР / ЦОР
3
Местоимение
ЭОР / ЦОР
4 Глагол
основываясь на тему,
объяснять содержание,
выразительно
читать
тексты
разные
по
форме
и
стилю;
находить и вспоминать
самое
основное
в
тексте,
помнить
содержание
услышанного
и
прочитанного в тексте,
прочитанный
и
услышанный
текст
уметь пересказать, к
тексту
составлять
простой
план,
определять форму и
стиль текста.
Слушать,
понимать,
читать тексты разной
формы и стилей.
Составлять изложения
по
простому
и
сложному
плану.
Пересказывать устно и
письменно развернутые
изложения. Готовить,
писать, анализировать
изложение с описанием
человека.
Развернутый пересказ
(устный)
текста
публицистического
стиля.
Составлять диалог в
форме диспута.
https://multiurok.ru/files/tablitsy-po-krymskotatarskomuiazyku.html
7
2
1
1
1
Определять
местоимения,
исправлять ошибки и
правильно использовать
в речи местоимения.
Различать
разряды
местоимений,
анализировать их роль в
предложении.
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
12
1
1
Определять
глаголы,
исправлять
грамматические
ошибки и правильно
20
использовать в речи
глаголы.
Знать
категории
глаголов.
Распознавать категории
глаголов,
составлять
временные
формы
глаголов.
Образовывать,
объяснять,
анализировать
наклонения глаголов.
Знать
правила
образования глаголов и
использовать их в речи.
ЭОР / ЦОР
5 Причастие
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
2
ЭОР / ЦОР
6 Деепричастие
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
2
1
ЭОР / ЦОР
7 Наречие
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
3
ЭОР / ЦОР
8
Предлоги
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
1
Распознавать
причастия; исправлять
грамматические
ошибки, пользоваться
ими в речи; правильно
расставлять
знаки
препинания.
Знать правила
образования причастий,
использовать их в речи.
Распознавать
деепричастия,
исправлять
грамматические
ошибки,
расставлять
правильно
пунктуационные
ошибки
и
анализировать
их
расстановку.
Знать
правила
образования
деепричастий.
Распознавать наречия,
исправлять
грамматические
ошибки. Знать степени
сравнения наречий, их
правописание
и
правильно использовать
в речи.
Правильно
распознавать предлоги,
21
исправлять
свои
ошибки, использовать в
речи.
Знать,
объяснять
правила правописания
предлогов,
использовать в речи.
ЭОР / ЦОР
9 Союзы
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
2
1
ЭОР / ЦОР
10 Частицы
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
1
1
ЭОР / ЦОР
11 Междометие
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
1
1
ЭОР / ЦОР
12 Закрепление
пройденных тем
ЭОР / ЦОР
Итого
https://monm.rk.gov.ru/ru/structure/210
1
http://vvvvw.it-n.ru/
34
4
2
2
2
1
Распознавать
союзы,
правильно писать и
использовать в речи.
Знать
правила
правописания союзов, с
их помощью составлять
различные
предложения.
Распознавать частицы,
находить свои ошибки,
правильно использовать
в речи.
Знать правила
правописания частиц и
правильно использовать
в речи. Читать тексты с
правильной
интонацией.
Распознавать
междометия, объяснять
знаки
препинания.
Предложения
читать
выразительно
и
правильно.