МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703; ИНН/КПП 9109010469/910901001;
ОКУД0301001
ул.40 лет Победы,9, с. Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: school_simferopolsiy-rayon28@crimeaedu.ru
(МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического и
здоровьесберегающего
циклов протокол № 5
от 29.08.2023
Руководитель МО
_________ Н.В.Чурсина
СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
___________ Е.А.Новицкая
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора
_________ Н.В.Чурсина
протокол заседания
педсовета № 11
от 30.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для 7-А,7-Б, 7-В,7-Г классов
на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа
разработана учителем математики
первой квалификационной категории
Е.А.Новицкой
2023
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 7-А, 7-Б, 7-В, 7-Г
классов разработана в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образова-ния / приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования. Математика. Базовый уровень (для 5-9 классов образовательных организаций) – Москва, 2023;
3. Математика. Геометрия: 7-9 классы: базовый уровень: учебник / Л.С.Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.— 14-е издание, перераб. - М.: Просвещение, 2023.416с.:ил.
4.Математика. Вероятность и статистика : 7—9-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., стер. — Москва : Просвещение,
2023.
5. Основной образовательной программой основного общего образования (5-7 классы)
МБОУ «Родниковская школа-гимназия»;
6. Положением о рабочей программе (ФГОС-2021).
Срок реализации программы – 2023-2024 учебный год.
Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию. Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся
учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные
утверждения.
Второй ценностью изучения геометрии является использование её как инструмента при
решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной
жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать
словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать
необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При
решении задач практического характера обучающийся учится строить математические
модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата.
Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими учебными предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать
применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в
темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема
Пифагора».
Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости», «Преобразования
подобия».
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Геометрия»
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю)
3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов.
Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры
симметрии в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана,
биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной,
теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку
как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол.
Вписанная и описанная окружности треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на
уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных
и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Геометрия» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению
этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
4
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в
искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости
для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания
ми-ра;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
●
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
●
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
●
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Геометрия»
характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
5
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
ко-гнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
●
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии про-водимого анализа;
●
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
●
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
●
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
●
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
●
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
●
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
●
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
●
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
●
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
●
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых
для решения задачи;
●
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
6
●
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
●
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
соци-альных навыков обучающихся.
Общение:
●
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
●
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решае-мой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
●
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоя-тельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудито-рии.
Сотрудничество:
●
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении учебных математических задач;
●
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
●
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
●
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
●
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
7
●
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
●
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
●
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
— Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и
величин углов.
— Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни,
размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
— Строить чертежи к геометрическим задачам.
— Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и
свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
— Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
— Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством
медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
— Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек
одной прямой до точек другой прямой.
— Решать задачи на клетчатой бумаге.
— Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
—Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её
центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника
пересекаются в одной точке.
— Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
— Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.
— Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Простейшие геометрические фигуры и их
свойства. Измерение
геометрических величин
Треугольники
Параллельные прямые,
сумма углов треугольника
4
Окружность и круг.
Геометрические построения
5
Повторение,
обобщение знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
Наименование
раздела(темы)
курса
Простейшие геометрические фигуры иих свойства.
Измерение геометрических величин
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
14
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
22
2
14
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
14
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415e2e
68
6
0
Коли
Основное содержание
Основные виды деятельности
чество
обучающихся
часов
14
Простейшие геометриче- Формулировать основные поскиеобъекты.
нятия и определения. РаспознаМногоугольник, ломаная. вать изученные геометрические
Смежные и вертикальные фигуры, определять их взаимуглы. Работа с простейши- ное расположение, выполнять
мичертежами.
чертёж по условию задачи.
Измерение линейных и уг- Проводить простейшие построловых величин, вычисле- ения с помощью циркуля и линие отрезкови углов
нейки.
Измерять линейные и угловые
величины геометрических и
практических объектов.
Определять «на глаз» размеры
реальных объектов,
проводить грубую оценку их
размеров.
Решать задачи на вычисление
длин отрезков и величинуглов.
Решать задачи на взаимное расположение геометрических фигур.
Проводить классификацию углов, вычислять линейные и угловые величины, проводить необходимые доказательные рас-
9
Треугольники
22
Понятие о равных треугольниках ипервичные представления о равных фигурах. Три
признака равенства треугольников.
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Равнобедренные и равносторонние треугольники.
Признаки и свойства равнобедренного треугольника.
Неравенства в геометрии.
Прямоугольный треугольник
с углом в 30°
Параллельные прямые, сумма углов
треугольника
14
Параллельные прямые, их
свойства. Накрест лежащие,
соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей). Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек
одной прямой до второй
прямой.
Сумма углов треугольника.
Внешние углы треугольника
суждения.
Знакомиться с историей развития геометрии
Распознавать пары равных
треугольников на готовых чертежах (с указанием признаков).
Выводить следствия (равенств
соответствующих элементов) из
равенств треугольников.
Формулировать определения:
остроугольного, тупоугольного,
прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника.
Формулировать свойства и
признаки равнобедренного треугольника.
Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения
равных треугольников.
Применять признаки равенства
прямоугольных треугольников в
задачах.
Использовать цифровые ресурсы для исследования
свойств изучаемых фигур.
Знакомиться с историей развития геометрии
Формулировать понятие параллельных прямых,
находить практические примеры.
Изучать свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
Проводить доказательства параллельности двух прямых с помощью углов, образованных при
пересечении этих прямых третьей прямой.
Вычислять сумму углов треугольника и многоугольника.
Находить числовые и буквенные значения углов
в геометрических задачах с использованием теорем о сумме углов треугольника и многоугольника.
Знакомиться с историей разви-
10
Окружность и круг.
Геометрические построения
14
Повторение,
обобщениезнаний
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
Окружность, хорда и диаметр их свойства. Касательная к окружности.
Окружность, вписанная в
угол. Понятие о ГМТ, применение в задачах. Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрическиеместа точек.
Окружность,
описанная
околотреугольника.
Окружность, вписанная в
треугольник. Простейшие
задачи на построение
Повторение и обобщение
основных понятий и методов курса 7 класса
тия геометрии
Формулировать определения:
окружности, хорды, диаметра и
касательной к окружности. Изучать их свойства, признаки,
строить чертежи.
Исследовать, в том числе используя цифровые ресурсы:
окружность, вписанную в угол;
центр окружности, вписанной в
угол; равенство отрезков касательных.
Использовать метод ГМТ для
доказательства теорем о пересечении биссектрис углов треугольника и серединных перпендикуляров к сторонам треугольникас помощью ГМТ.
Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить
центры этихокружностей.
Решать основные задачи на построение: угла, равного данному; серединного перпендикуляра
данного отрезка; прямой, проходящей через данную точку и
перпендикулярной данной прямой; биссектрисы данного угла;
треугольников
по различным элементам.
Знакомиться с историей развития геометрии
Решать задачи на повторение,
иллюстрирующие связи между
различными частями курса
11