РП Факультатив Практическое обществознание 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703; ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД0301001
ул.40 лет Победы,9, с. Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: school_simferopolsiy-rayon28@crimeaedu.ru
(МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей филологического
и социальногуманитарного и
эстетического циклов
протокол № 6
от 29.08.2023 г.
Руководитель
_________Д.Д. Мемет-Эминова

СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
______ Н.В.Чурсина
____________

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
_________ Н.В. Чурсина
протокол заседания
педсовета № 11
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Практическое обществознание»
11класс

Составила
учитель истории и обществознания,
специалист высшей категории,
Чиглазова Татьяна Николаевна

2023 год

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа факультатива «Практическое обществознание» для 11
класса разработана в соответствии с:
1.
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования / приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа
2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
2. Федеральной рабочей программой среднего общего образования. Обществознание.
Базовый уровень (для 10–11 классов образовательных организаций) – Москва, 2023;
3. Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с
учетом федеральной рабочей программы воспитания.
4. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый
уровень. / Л. Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебниковой. 4-е изд., – Москва.: Просвещение, 2022.
– 334 с.
5. Основной образовательной программой среднего общего образования (11 класс)
МБОУ «Родниковская школа-гимназия»;
6. Положением о рабочей программе (ФГОС-2021).
Срок реализации программы – 2023-2024 учебный год.
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только
глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности
ведущих умений и понимания смысла заданий, включѐнных в экзаменационную работу,
способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении.
Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию
сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает
определѐнную тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая
тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен
значительный по своему объѐму банк вариативных заданий, различающихся по
проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их
выполнения. Это позволит преодолеть определѐнный психологический барьер перед
экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить
результат выполненного задания. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех
предметов, которые являются наиболее востребованными.
В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему
содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к
оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером
содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Человек и
общество»,
«Социальные отношения», «Политика», «Право» «Экономика».
Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных
философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий.
Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего,
знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по
всем восьми разделам курса.
Цель программы: подготовка учащихся к итоговой аттестации по обществознанию,
углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного

3

характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление
и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором
ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- сформировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и
представлений по предмету обществознание.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной
организацией функции интеграции молодѐжи в современное общество и обеспечивает
условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных
ценностей многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционногостроя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует
воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству, приверженности национальным ценностям.
В соответствии с учебным планом среднего общего образования общее
количество рекомендованных учебных часов в 11 классе на изучение факультатива
«Практическое обществознание» составляет 34 часа, по 1 часу в неделю при 34
учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Разбор демоверсии 2024.
Кодификатор. Спецификации. Демоверсия.
ЕГЭ как форма аттестации учащихся Структура, особенности ЕГЭ по обществознанию в
2022.
Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа
и заданий с открытым развѐрнутым ответом в кимах ЕГЭ.
Особенность задания 25 на рассуждение Алгоритм.
Особенность задания 23.
21 задание –задание нового типа.
Задание 24. Сложный план.
Человек и общество. Социальные отношения
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки
и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное
(информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в
современном обществе. Многообразие путей и форм общественного развития.
Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии.
Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия.

4

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Познавательная деятельность.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины,
ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Экономика. Политика. Право.

Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса.
Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки труда,
капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и
монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности
труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества. Особенности профессиональной деятельности в экономической и
финансовой сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые финансовые
услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты.
Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.

5

Мировая экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и
услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли. Понятие власти
Государство, его функции. Политическая систем. Типология политических режимов
Демократия, еѐ основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство
Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в
политической системе. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство
Основы конституционного строя. Органы государственной власти Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые
формы
и
правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные и неимущественные права. Особенности административной
юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты в условиях
Международное право (международная защита прав человека мирного и военного времени).
Порядок приѐма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое
регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса Особенности уголовного процесса. Гражданство Российской Федерации.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба . Права и обязанности
налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и
направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно
организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и
процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять
познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

6

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
 выделять черты социальной сущности человека;
 определять роль духовных ценностей в обществе;
 распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
 различать виды искусства;
 соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
 выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
 выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
 раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
 различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
 выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
 анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
 различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
 выявлять особенности научного познания;
 различать абсолютную и относительную истины;
 иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
 выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
 выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
 характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
 выявлять,
анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
 приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
 раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
 конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
 объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;

7

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
 различать формы бизнеса;
 извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
 различать экономические и бухгалтерские издержки;
 приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
 различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе
РФ;
 различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
 выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
 определять причины безработицы, различать ее виды;
 высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
 объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
 анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
 приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
 высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
 различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
 различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
 выделять критерии социальной стратификации;
 анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
 выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
 высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
 выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
 конкретизировать примерами виды социальных норм;
 характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
 различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
 определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;


8

различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
 выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
 характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
 характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
 характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
 высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
 формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;
 осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать
выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
 оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
 выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
 различать политическую власть и другие виды власти;
 устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
 высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
 раскрывать роль и функции политической системы;
 характеризовать государство как центральный институт политической системы;
 различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
 обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
 характеризовать демократическую избирательную систему;
 различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную
избирательные
системы;
 устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
 определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
 конкретизировать примерами роль политической идеологии;
 раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
 формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
 оценивать роль СМИ в современной политической жизни;


9

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
 различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
 сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
 выделять основные элементы системы права;
 выстраивать иерархию нормативных актов;
 выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
 различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
 обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
 аргументировать
важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
 раскрывать содержание гражданских правоотношений;
 применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
 различать организационно-правовые формы предприятий;
 характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
 давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
 находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
 характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
 иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
 извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Программное содержание

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Основные виды деятельности
обучающихся

Вводные занятия
1

Вводное занятие

Количество
часов

6
Кодификатор. Спецификации. Демоверсия.
ЕГЭ

как

форма

аттестации

учащихся

10
Структура,
особенности
обществознанию в 2022.

ЕГЭ

Уровни сложности заданий. Использование
тестовых заданий закрытого, открытого типа
и заданий с открытым развѐрнутым ответом
в кимах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной
контроль).

2

Разбор демоверсии 2024

3

Особенность задания 25 на
рассуждение. Алгоритм

Разбор .практическая отработка задания

4

Особенность задания 23

Разбор задания .Алгоритм решения

5

21 задание
нового типа

Алгоритм решения

6

Задание 24. Сложный план

–

задание

по

Разбор задания .Алгоритм решения

Социальные отношения
7
Системное
строение
общества;
Социальная
стратификация.
8
Этнические
общности .Национальная
политика.
9

5
Социальная
стратификация
и
мобильность
Социальные группы
Молодѐжь как социальная группа

Этнические общности
Межнациональные
отношения,
этносоциальные конфликты, пути их
разрешения

Социальный контроль.

Социальный конфликт
Виды социальных норм
Социальный контроль

Виды социальных норм.
10

Семья Брак
типы.

11

Социальная

мобильность.

Семья и брак.
Отклоняющееся поведение и его
Моргиналы
Социальная роль
Социализация индивида

11
Социальные отношения
Человек и общество
12
Биосоциальная сущность
человека

5
Природное и
человеке
(Человек
биологической
и
эволюции.)

общественное в
как
результат
социокультурной

13

Общество как система

Системное
строение
элементы и подсистемы
Основные институты общества

14

Культура.
Мышление и
деятельность.

Понятие
культуры.
Формы
и
разновидности культуры
Наука.
Основные
особенности
научного мышления.
Естественные
и
социально-гуманитарные науки
Образование, его значение для
личности и общества.
Религия
Искусство
Мораль

Истина и ее критерии

15

Многовариантность
общественного
развития(типы обществ)
Глобальные
проблемы

16

общества:

Понятие общественного прогресса
Многовариантность общественного
развития (типы обществ)
Угрозы
XXI
в.
(глобальные
проблемы)

Решение заданий в
формате ЕГЭ по теме
«Человек и общество»

ЭОР/ЦОР
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/24/11/?ysclid=logqz8ymff887098585
ФИПИ
http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC5
78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed0088
https://m.edsoo.ru/f5ed0286
https://m.edsoo.ru/f5ed0416
https://m.edsoo.ru/f5ed112c
https://m.edsoo.ru/f5ed129e
https://m.edsoo.ru/f5ed0de4
https://m.edsoo.ru/f5ed0fba
https://m.edsoo.ru/f5ed092a

12

https://m.edsoo.ru/f5ed0ad8
https://m.edsoo.ru/f5ed07a4
Экономика
17
Что такое экономика и как
она работает

1819

Рынок. Рыночный
механизм

20

Финансовые
институты. Акции.
Облигации.

21
Рынок труда

7
Экономика и экономическая наука
Факторы производства и факторные
доходы
Экономические системы

Рынок и рыночный механизм. Спрос и
предложение
Постоянные и переменные затраты
Финансовые институты. Банковская
система
Основные источники
бизнеса
Ценные бумаги

финансирования

Рынок труда. Безработица
Виды, причины и последствия
инфляции
Экономический рост и развитие.
Понятие ВВП

22

Роль экономики в жизни
общества
Налоги

Роль государства в экономике
Налоги
Государственный бюджет

23

Свойства рационального
потребления

Рациональное
экономическое
поведение
собственника,
работника,
потребителя, семьянина, гражданина
Мировая экономика

24

Решение заданий в
формате ЕГЭ по теме
«Экономика»
Политика

25

Что такое политика

26
Политическая

5
Понятие власти
Государство, его функции
Политическая система
Типология политических режимов
Демократия, еѐ основные ценности

13
система
27

Гражданское
общество

28

Политический
процесс Политические
партии. СМИ

29

Конституция
(поправки к конституции)
Полномочия

и признаки
Гражданское общество и государство
Политическая элита
Политические партии и движения
Средства массовой информации в
политической системе
Избирательная
кампания
в
Российской Федерации
Политический процесс
Политическое участие
Политическое лидерство
Основы конституционного строя
Органы
государственной
власти
Российской Федерации
Федеративное устройство
Российской
Федерации

ЭОР/ЦОР
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/24/11/?ysclid=logqz8ymff887098585
ФИПИ
http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC5
78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed2b30
https://m.edsoo.ru/f5ed2964
https://m.edsoo.ru/f5ed2cf2
https://m.edsoo.ru/f5ed2efa
https://m.edsoo.ru/f5ed3274
https://m.edsoo.ru/f84050c4
https://m.edsoo.ru/f5ed347c
https://m.edsoo.ru/f5ed363e
https://m.edsoo.ru/f8409a34
https://m.edsoo.ru/f5ed49b2
https://m.edsoo.ru/f5ed414c
https://m.edsoo.ru/f5ed4b56
https://m.edsoo.ru/f5ed4dae
https://m.edsoo.ru/f5ed4444
https://m.edsoo.ru/f5ed39c2
https://m.edsoo.ru/f5ed380a
https://m.edsoo.ru/f5ed3d46

14

https://m.edsoo.ru/f5ed3f94
https://m.edsoo.ru/f5ed536c
https://m.edsoo.ru/f5ed5538
https://m.edsoo.ru/f5ed5772
Право

5

30
Юридическая
ответственность

Гражданское право.
Административное

31
право.

Административные
наказания .
Международное право

32

Трудовое право.
Семейное право

33

Уголовное право

Право в системе социальных норм
Система
российского
права.
Законотворческий процесс
Понятие и виды юридической
ответственности
Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы
и правовой режим предпринимательской
деятельности
Имущественные
и
неимущественные права
Особенности
административной
юрисдикции
Право
на
благоприятную
окружающую среду и способы его защиты
в условиях Международное право
(международная
защита прав
человека мирного и военного времени)
Порядок приѐма на работу. Порядок
заключения и расторжения трудового
договора
Правовое
регулирование
отношений супругов.
Порядок и условия заключения и
расторжения брака

Споры, порядок их рассмотрения
Основные правила и принципы
гражданского процесса
Особенности уголовного процесса
Гражданство
Российской
Федерации
Воинская
обязанность,
альтернативная гражданская служба
Права
и
обязанности
налогоплательщика

Правоохранительные органы. Судебная
система
34

Решение заданий в
формате ЕГЭ по теме

1

15
«Право»

ЭОР/ЦОР
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/24/11/?ysclid=logqz8ymff887098585
ФИПИ
http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC5
78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4
https://m.edsoo.ru/f8405614
https://m.edsoo.ru/f84096d8
https://m.edsoo.ru/f8407658
https://m.edsoo.ru/f8407e0a
https://m.edsoo.ru/f8407fe0
https://m.edsoo.ru/f8408382
https://m.edsoo.ru/f840876a
https://m.edsoo.ru/f84058f8
https://m.edsoo.ru/f84085e4
https://m.edsoo.ru/f84091d8
https://m.edsoo.ru/f840608c
https://m.edsoo.ru/f8409354
https://m.edsoo.ru/f8409354
https://m.edsoo.ru/f84094f8
https://m.edsoo.ru/f8408fe4
https://m.edsoo.ru/f84091d8
https://m.edsoo.ru/f8409354
https://m.edsoo.ru/f8409be2
https://m.edsoo.ru/f8409dae
https://m.edsoo.ru/f840b73a
https://m.edsoo.ru/f840b8f2
https://m.edsoo.ru/f840baa0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Правовые акты

Постановление № 375 от 06.12.2018.pdf (скачать)
приказ № 1123 от 27.12.2022.pdf (скачать)
приказ 1151 от 25.12.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».