РП география 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703; ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД0301001
ул. 40 лет Победы, 9, с. Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: school_simferopolsiy-rayon28@crimeaedu.ru
(МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей
естественноматематического
и
здоровьесберегающего
циклов
протокол №5 от 29.08.2023
Руководитель
________Н.В. Чурсина

СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
___________ О.Л. Тропина
________________________

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
_________ Н.В. Чурсина
протокол заседания
педсовета №11 от 30.08.2023

Рабочая программа
учебного предмета
«География»
11 класс
(базовый уровень)

Составил:
учитель географии
Чурсина Н.В.,
высшая квалификационная категория

Родниково, 2023 г.

2

Данная рабочая программа учебного предмета «География» (базовый уровень) для 11 класса
разработана в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования /
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования. География (для 5-9 классов
образовательных организаций) – Москва, 2023;
3. Учебника География. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень /
В.П. Максаковский. – 23-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2014 – 416 с. – 4-е изд.
4. Основной образовательной программой основного общего образования (5-7 классы) МБОУ
«Родниковская школа-гимназия»;
5. Положением о рабочей программе (ФГОС-2021).
Срок реализации программы – 2023-2024 учебный год.
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочейпрограмме воспитания и подлежит непосредственному применению
при реализации образовательной программы среднего общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС СООк личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания иразвития обучающихся
средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное
содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса,
даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, требований к результатам обучениягеографии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
При сохранении нацеленности программы по географии на формирование базовых
теоретических знаний особое внимание уделено формированию умений: анализа, синтеза,
обобщения, интерпретации географической информации, использованию геоинформационных
систем и глобальных информационных сетей, навыков самостоятельной познавательной
деятельности с использованием различных источников. Программа по географии даёт возможность
дальнейшего формирования у обучающихся функциональной грамотности – способности
использовать получаемые знания для решения жизненных проблем в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
География является одним из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу
интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания географии положено изучение единого и одновременномногополярного мира,
глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного
представления о роли Россиив современном мире. Факторами, определяющими содержательную
часть, явилисьинтегративность, междисциплинарность,
практикоориентированность,
экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические
реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и
межгосударственных, социокультурных, социально- экономических, геоэкологических событий и
процессов.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей: воспитание чувства
патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов
мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами
современности,c ролью России как составной части мирового сообщества;

3

воспитание экологической культуры на основе приобретения знанийо взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование
ценностного отношения к проблемамвзаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение
формирования основ географической культуры;
развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных
на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта
разнообразной
деятельности,
направленной на достижение целей
устойчивого развития.
В программе по географии на уровне среднего общего образования соблюдается преемственность
с программой по географии на уровне основного общего образования, в том числе в формировании
основных видов учебной деятельности обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Регионы и страны (29 часов)
Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная Европа,
зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа,
Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические
проблемы региона.
Практическая работа №1. «Сравнение по уровню социально-экономического развития стран
различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору учителя)».
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия,
Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико- географическая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйствастран зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Практическая работа №2. «Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов
продукции».
Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономикогеографическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады,
Мексики, Бразилии).
Практическая работа №3. «Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства
Канады и Бразилии на основе анализа географических карт».
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная
Африка, Южная Африка). Общая экономико- географическая характеристика. Особенности
природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные
проблемы региона. Особенности экономико-географического положения, природно- ресурсного
капитала, населения, хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Практическая работа №4. «Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии».

4

Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического положения.
Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономикогеографическое
положение,
природно-ресурсный
капитал.
Отрасли
международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных
ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда.
Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Особенности
интеграции
России
в
мировое
сообщество.
Географические
аспекты
решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа №5. «Изменение направления международных экономических связей
России в новых экономических условиях».
Глобальные проблемы человечества (5 часов)
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические,демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причиныроста глобальной и
региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития
между развитыми и развивающимися странами и причина её возникновения. Геоэкология – фокус
глобальных проблем человечества.
Глобальныеэкологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействиячеловека
на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственнуюдеятельность.
Проблема
глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий,
глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и
ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и
почв,
проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов,
здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблемнародонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством и
отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических,
идеологических и культурных ориентиров. УчастиеРоссии в решении глобальных проблем.
Практическая работа №6. «Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблемчеловечества на
основе анализа различных источников географической информации и участия России в их
решении».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение законаи правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

5

 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основеосознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко- культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчествосвоего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения
в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной
деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

6

7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем и географических особенностей их проявления;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира для применения различных источников географической информации
в решении учебных и (или) практико- ориентированных задач;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность в географических наукахиндивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне среднего общего образованияу обучающегося
будут сформированы универсальные учебные познавательные действия, универсальные учебные
коммуникативные действия, универсальные учебные регулятивные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с
использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 координировать и выполнять работу при решении географических задачв условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические
аспекты.
Базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способностью и готовностью к самостоятельномупоиску методов решения практических
географических задач, применению различных
методов
познания
природных,
социально-экономическихи геоэкологических объектов, процессов и явлений;
 осуществлять различные виды деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применениюв различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальныхпроектов;
 владеть научным научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 формулировать собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигатьгипотезу её решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

7

 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставитьпроблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для
изучения проблем, которые могут быть решены средствамигеографии, и поиска путей их решения,
для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм
представления;
 выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её
назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и другое);
 оценивать достоверность информации;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и
геоинформационных систем (далее – ГИС)) при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
обеспечения
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам
с суждениями
 других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы;
 развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектамразличных вопросов
с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственностьза решение;
 оценивать приобретённый опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям; оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения; принимать мотивы и
аргументы других при анализе результатов деятельности;использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
 решения;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Эмоциональный интеллект:

8

 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, бытьуверенным в себе;
 принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироватьсяк эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношенияс другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и своё поведение;
 принимать мотивы
и
аргументы других
при анализе
результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность:
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересови возможностей
каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по географии на базовом уровне к концу 11 класса
должны отражать:
1)
понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин,
её участии в решении важнейших проблем человечества: определять роль географических наук в
достижении целей устойчивого развития;
2)
освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и
территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположения регионов и стран
в пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение
регионов
и
стран в пространстве,
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных стран;
3)
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: распознавать
географические особенности проявления процессов воспроизводства, миграции населения и
урбанизации в различных регионах мира и изученных странах;
использовать знания об основных
географических
закономерностях для определения
географических факторов международной хозяйственной специализации изученных стран;
сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического развития,
специализации различных стран и по их месту в международном геграфическом разделении
труда (МГРТ); для классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социальноэкономического развития, типам воспроизводства населения с использованием источников
географической информации;

9

устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями в изученных странах; природными
условиями и размещением населения, природными условиями и природно- ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран зарубежной Европы с
использованием источников географической информации;
формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4)
владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:
применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта, государство;
политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное
государство; воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис,
старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население,
Индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения,
расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация;
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда;
отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации
(ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика», органическое
сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход»,
международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
5)
сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных
и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения (исследования);
выбирать форму фиксации результатов наблюдения (исследования); формулировать обобщения и
выводы по результатам наблюдения (исследования);
6)
сформированность умений находить и использовать различные источники географической
информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах
и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), соответствующие решаемым
задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам
географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие
регионы и страны, а также географические процессы и явления, происходящие в них;
географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с
использованием источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую
информацию о регионах мира и странах для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
7)
владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных
источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами; для изучения хозяйственного потенциала стран, глобальных проблем человечества и их
проявления на территории (в том числе в России);

10

представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и другие)
географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и изученных
стран; их отраслевой и территориальной структуре их хозяйств, географических особенностях
развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
8)
сформированность
умений
применять
географические
знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах мира:
объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического
развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и размещении населения, в уровне и
качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры
хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
изученных стран, особенности международной специализации стран и роль географических
факторов в её формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в
различных странах с использованием источников географической информации;
9)
сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных
явлений и процессов: оценивать географические факторы,
определяющие
сущность
и
динамику
важнейших
социально-экономических и
геоэкологических процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и
явления; политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние
международных
миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в
изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и
сырьевых ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики России;
различные точки зрения по актуальным экологическим и социально- экономическим проблемам
мира и России; изменения направления международных экономических связей России в новых
экономических условиях;
10)
сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать
географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей решения глобальных
проблем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
Колразделов и тем во
учебного предмета часо
в

Программное содержание

Основные виды
обучающихся

деятельности

Многообразие
подходов
к
выделению регионов мира
Регионы
мира:
зарубежная
Европа,
зарубежная
Азия,
Америка, Африка, Австралия и
Океания
Зарубежная
Европа:
состав
(субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа,

Интегрировать
знания
из
школьных курсов географии,
истории и обществознания при
изучении регионов мира, а также
при
изучении
вопросов
геополитики и изменений на
политической
карте
мира;
называть
субрегионы
зарубежной Европы; давать

Раздел 1. Регионы и страны
1.1

Регионы
мира. 6
Зарубежная
Европа

11
Восточная
Европа),
общая
характеристика Общие черты и
особенности природноресурсного
капитала, населения
и хозяйства стран субрегионов
Геополитические
проблемы
региона Практическая работа
1
Сравнение
по
уровню
социально-экономического
развития
стран
различных
субрегионов зарубежной Европы
с использованием источников
географической информации (по
выбору учителя)

общую
экономикогеографическую характеристику
стран;
сравнивать
страны
различных
субрегионов
зарубежной Европы по уровню
социально-экономического
развития
с
использованием
источников
географической
информации; классифицировать
страны зарубежной Европы по
особенностям географического
положения, по занимаемым ими
позициям относительно России;
описывать
особенности
природно-ресурсного капитала,
населения
и
хозяйства
субрегионов,
положение
и
взаиморасположение стран на
карте; оценивать политикогеографическое
положение
субрегионов,
влияние
международных миграций на
демографическую и социальноэкономическую ситуацию в
отдельных странах; оценивать
особенности
природноресурсного капитала,
населения и хозяйства стран;
объяснять различия в уровне и
качестве
жизни
населения
Западной
и
Восточной
Европы,
направление
международных
миграций в зарубежной Европе;
объяснять
особенности
демографической политики в
европейских странах; объяснять
особенности
отраслевой
структуры хозяйства стран с
использованием
источников
географической
информации;
прогнозировать
изменения
возрастной структуры населения
отдельных стран зарубежной
Европы
с
использованием
источников
географической
информации;
выбирать
и
использовать
различные
источники
географической
информа- ции, необходимые для
поиска путей решения проблем;
обсуждать
географические
аспекты проблем, связанных с
ролью региона в системе
мировой экономики и политики;
аргументированно вести диалог,
обнаруживать
различие
и
сходство позиций, развёрнуто и

12

1.2.

Зарубежная Азия

7

Зарубежная
Азия:
состав
(субрегионы:
Юго-Западная
Азия,
Центральная
Азия,
Восточная Азия, Южная Азия,
Юго-Восточная Азия), общая
экономико-географическая
характеристика Общие черты и
особенности
экономикогеографического
положения,
природно-ресурсного капитала,
населения,
хозяйства
стран
зарубежной Азии, современные
проблемы (на примере Индии,
Китая, Японии)
Практическая работа
1 Сравнение международной
промышленной
и
сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на
основании анализа данных об
экспорте
основных
видов
продукции

логично излагать свою точку
зрения
по
географическим
аспектам различных вопросов
Называть
субрегионы
зарубежной Азии; сравнивать
страны cубрегионов зарубежной
Азии по уровню социальноэкономического
развития,
специализацию различных стран
зарубежной
Азии
с
использованием
источников
географической
информации
(при выполнении практической
работы № 1); давать общую
экономико-географическую
характеристику
стран;
классифицировать
страны
зарубежной
Азии
по
особенностям географического
положения,
по
типам
воспроизводства населения, по
занимаемым
ими
позициям
относительно России; описывать
положение
и
взаиморасположение стран на
карте, особенно сти природноресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегионов и стран
(Индии, Китая или Японии);
сравнивать
показатели,
характеризующие
демографическую
ситуацию
изученных
стран,
с
использованием
источников
географической информации, в
том числе и географических карт;
определять
географические
факторы
международной
хозяйственной
специализации
Индии
или
Китая
с
использованием
источников
географической
информации;
объяснять различия в темпах,
уровнях урбанизации, в уровне и
качестве жизни населения в
отдельных
субрегионах;
определять показатели уровня
развития хозяйства (объёмы
ВВП,
промышленного
производства и др) и важнейших
отраслей хозяйства в Японии;
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для характеристики
субрегионов и стран зарубежной
Азии, определять и находить в
них
недостоверную
и

13

1.3.

Америка

6

Америка: состав (субрегионы:
США и Канада, Латинская
Америка), общие черты и
особенности
природноресурсного капитала, населения и
хозяйства
субрегионов
Особенности
экономикогеографического
положения
природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства США и
Канады,
стран
Латинской
Америки, современные проблемы
(на примере США, Канады,
Мексики,
Бразилии)
Практическая работа
1 Объяснение
особенностей
территориальной
структуры
хозяйства Канады и Бразилии на
основе анализа географических
карт

противоречивую
географическую
информацию
для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
объяснять
состав,
структуру и закономерности
размещения
населения
зарубежной Азии, особенности
демографической политики в
Китае или Индии, различия в
темпах, уровнях урбанизации,
уровне
и качестве жизни населения
в Юго-Западной и Южной Азии;
объяснять
географические
особенности стран зарубежной
Азии
с
разным
уровнем
социально-экономического
развития; выбирать оптимальную
форму
представления
и
визуализации информации о
численности
населения,
размещении
хозяйства
изученных стран и субрегионов,
их
отраслевой
структуре,
географических
особенностях
развития отдельных отраслей с
учётом её назначения (тексты,
картосхемы, диаграммы и т д )
Называть субрегионы Америки;
классифицировать
страны
Америки
по
особенностям
географического положения, по
типам
воспроизводства
населения, по занимаемым ими
позициям относительно России;
описывать
особенности
природноресурсного капитала,
населения
и
хозяйства
субрегионов
Америки;
определять черты сходства и
различия
в
особенностях
природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства США и
Канады с использовани- ем
источников
географической
информации;
устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности
размещения
населения
и
объектов
хозяйственной
деятельности
США и Канады; устанавливать
принадлежность
стран
Латинской Америки к одному из
уровней
экономического
развития, используя показатель
внутрен- него валового продукта;

14
объяснять
географические
особенности
размещения
хозяйства стран Америки с
разным уровнем социальноэкономического развития (при
выпол- нении практической
работы
№
1);
оценивать
политико-географическое
положение изученных стран,
влияние
международных
миграций на демографическую и
социально-экономическую
ситуацию в изученных странах;
объяснять различия в уровне и
качестве жизни населения в
отдельных странах региона;
объяснять
направление
международных миграций в
регионе; объяснять особенности
отраслевой структуры хозяйства
изученных
стран
с
использованием
источников
географической
информации;
выбирать
источники
географической
информации,
определять и находить в них
недостоверную
и
противоречивую
географическую
информацию
для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач; представлять в различных
формах
(графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
информацию о численности
населения,
размещении
хозяйства изученных стран и
субрегионов, их отраслевой
структуре,
географических
особенностях
размещения
отдельных отраслей; в ходе
организованного
учителем
обсуждения
публично
представлять
презентацию,
разработанную
в
процессе
командной работы, о роли США
и
Канады
в
системе
региональной
экономики,
оценивать
соответствие
подготовленной презентации её
цели, выражать свою точку
зрения относительно влияния
указанных стран на развитие
региона;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации, информационной
безопасности
личности;
использовать
преимущества

15

1.4.

Африка

5

Африка: состав (субрегионы
Африки (Северная Африка,
Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка,
Южная Африка), общая
экономико-географическая
характеристика Особенности
природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран
субрегионов Экономические и
социальные проблемы региона
Особенности экономикогеографического положения,
природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства, стран
Африки (ЮАР, Египет, Алжир)
Практическая работа
1 Сравнение на основе анализа
статистических данных роли
сельско- го хозяйства в
экономике Алжира и Эфиопии

командной и индивидуальной
работы
Называть субрегионы Африки;
описывать
особенности
природно-ресурсного капитала,
населения
и
хозяйства
субрегионов Африки; определять
географические
факторы
международной хозяйственной
специализации ЮАР, Алжира,
Египта
с
использованием
источников
географической
информации;
устанавливать
принадлежность
стран
субрегиона (любого) к одному из
уровней
экономического
развития, используя показатель
внутреннего валового продукта;
сравнивать страны различных
субрегионов
Африки
по
значению ИЧР с использованием
источников
географической
информации;
сравнивать
структуру экономики Алжира и
Эфиопии;
определять
и
сравнивать по географическим
картам разного содержания и
другим
источникам
географической
информации
качественные и количественные
показатели
характеризующие
расселение
населения
в
субрегионах Африки; описывать
экономические,
социальные,
экологические проблемы одного
из
субрегионов
Африки;
сравнивать
специализацию
сельского хозяйства и её роль в
экономике Алжира и Эфиопии с
использованием
источников
географической
информации
(при выполнении практической
работы № 1); прогнозировать
изменения
численности
и
возрастной структуры населения
стран Африки с использованием
источников
географической
информации; объяснять различия
в уровне и качестве жизни
населения в различных странах
Африки;
объяснять отраслевой состав
структуры хозяйства изученных
стран
с
использованием
источников
географической
информации;
самостоятельно
находить, отбирать и применять

16

1.5.

Австралия
Океания

и 2

1.6

Россия
на
геополитической,
геоэкономической
и
геодемографическ
ой карте мира

3

Австралия
и
Океания:
особенности
географического
положения Австралийский Союз:
главные факторы размещения
населения и развития хозяйства
Экономико-географическое
положение, природно-ресурсный
капитал Отрасли международной
специализации Географическая и
товарная структура экспорта
Океания: особенности природных
ресурсов, населения и хозяйства
Место
в
международном
географическом
разделении
труда

Особенности интеграции России
в
мировое
сообщество
Географические аспекты решения
внешнеэкономических
и
внешнеполитических
задач
развития
экономики
России
Практическая работа
1
Изменение
направления
международных экономических
связей
России
в
новых
экономических условиях

различные методы познания для
решения
практикоориентированных
задач;
разрабатывать план решения
географической задачи с учётом
анализа
имеющихся
материальных и нематериальных
ресурсов
Описывать
особенности
экономико-географического
положения,
природноресурсного капитала, населения,
хозяйства Австралии; определять
географические
факторы
международной хозяйственной
специализации Австралии и
стран Океании с использованием
источников
географической
информации; представлять в
различных формах (графики,
таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
информацию
о
размещении
хозяйства
Австралии;
её
отраслевой
структуре, товарной структуре
экспорта;
объяснять
географические
особенности
отраслевой структуры хозяйства
Австралии;
выбирать,
анализировать
и
интерпретировать
географическую
информацию
различных видов и форм
представления для выявления
места
Австралии
в
международном географическом
разделении труда
Характеризовать
политикогеографическое
положение
России
с
использованием
источников
географической
информации,
конкурентные
преимущества
экономики
России,
роль
России
в
международном географическом
разделении труда; оценивать
политико-географическое
положение России, влияние
международных миграций на
демографическую и социальноэкономическую ситуацию в
России
с
использованием
источников
географической
информации, роль России как
крупнейшего
поставщика
топливно-энергетических
и
сырьевых ресурсов в мировой

17
экономике; (при выполнении
практической работы № 1);
оценивать
достоверность
и
легитимность
географической
информации;
выбирать
и
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий
(в том числе и ГИС) в решении
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач
с
соблюдением
норм
информационной безопасности
(при выполнении практической
работы № 1); систематизировать
географическую информацию в
разных
формах;
креативно
мыслить при поиске путей
решения жизненных проблем,
имеющих
географические
аспекты; развёрнуто и логично
излагать свою точку зрения по
географическим
аспектам
различных вопросов
ЭОР https://лена24.рф/География_10-11_класс_Гладкий/index.html
Итого по разделу
29
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества
2.1
Глобальные
5
Группы глобальных проблем: Приводить примеры проявления
проблемы
геополитические, экологические, глобальных проблем, в решении
человечества
демографические
которых принимает участие
Геополитические
проблемы: современная
географическая
проблема сохранения мира на наука на региональном уровне, в
планете и причины роста разных странах, в том числе и
глобальной
и
региональной России, примеры взаимосвязи
нестабильности
Проблема глобальных
проблем
разрыва в уровне социально- человечества,
примеры
экономического развития между изменений
геосистем
в
развитыми и развивающимися результате
природных
и
странами
и
причина
её антропогенных
воздействий;
возникновения Геоэкология — характеризовать
причины
фокус
глобальных
проблем возникновения геополитических,
человечества
Глобальные экологических
и
экологические проблемы как демографических
глобальных
проблемы,
связанные
с проблем;
сопоставлять
и
усилением воздействия человека анализировать различные точки
на природу и влиянием природы зрения по возможным путям
на человека и его экономику решения глобальных проблем
Проблема
глобальных человечества;
выбирать
климатических
изменений, источники
географической
проблема стихийных природных информации, необходимые для
бедствий, глобальные сырьевая и выявления
примеров
энергетическая
проблемы, взаимосвязи
глобальных
проблема
дефицита
водных проблем
человечества
(при
ресурсов и ухудшения их выполнении
практической
качества,
проблемы работы № 1); критически
опустынивания и деградации оценивать и интерпретировать
земель
и
почв,
проблема информацию, получаемую из

18
сохранения
биоразнообразия
Проблема загрязнения Мирового
океана и освоения его ресурсов
Глобальные
проблемы
народонаселения:
демографическая,
продовольственная,
роста
городов, здоровья и долголетия
человека
Взаимосвязь
глобальных
геополитических,
экологических
проблем
и
проблем
народонаселения
Возможные
пути
решения
глобальных
проблем
Необходимость
переоценки
человечеством и отдельными
странами
некоторых
ранее
устоявшихся
экономических,
политических, идеологических и
культурных ориентиров Участие
России в решении глобальных
проблем Практическая работа
1
Выявление
примеров
взаимосвязи глобальных проблем
человечества на основе анализа
различных
источников
географической информации и
участия России в их решении

различных источников о путях
решения глобальных проблем
человечества,
обсуждать
результаты
учебного
исследования,
связанного
с
опасными
природными
явлениями/
глобальными
изменениями
климата/
загрязнением Мирового океана
(см Практическую работу, тема 3,
раздел
1);
формулировать
выводы и заключения на основе
анализа
и
интерпретации
информации
из
различных
источников
географической
информации (при выполнении
практической работы № 1);
формулировать обобщения и
выводы
по
результатам
проведённых
наблюдений/исследований;
критически
оценивать
информацию, получаемую из
различных источников (при
выполнении
практической
работы № 1); использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы (при
выполнении
практической
работы № 1); самостоятельно
составлять алгоритм решения
географических задач и выбирать
способ их решения с учётом
имеющихся
ресурсов
и
собственных возможностей (при
выполнении
практической
работы
№
1);
обсуждать
результаты совместной работы,
аргументированно вести диалог
(при выполнении практической
работы № 1); признавать своё
право и право других на ошибки
(при выполнении практической
работы № 1)

ЭОР https://catalog.prosv.ru/attachment/f9693febcbd0e4bce5097be455dd40f1d8ab45f3.pdf
Итого по разделу
5
Общее количество часов 34
по программе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Правовые акты

Постановление № 375 от 06.12.2018.pdf (скачать)
приказ № 1123 от 27.12.2022.pdf (скачать)
приказ 1151 от 25.12.2023.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».