МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703; ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД0301001
ул. 40 лет Победы, 9, с. Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: school_simferopolsiy-rayon28@crimeaedu.ru
(МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей
естественноматематического
и
здоровьесберегающего
циклов
протокол №5 от 29.08.2023
Руководитель
________Н.В. Чурсина
СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
___________ О.Л. Тропина
________________________
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
_________ Н.В. Чурсина
протокол заседания
педсовета №11 от 30.08.2023
Рабочая программа
учебного предмета
«География»
10 класс
(базовый уровень)
Составил:
учитель географии
Чурсина Н.В.,
высшая квалификационная категория
Родниково, 2023 г.
2
Данная рабочая программа учебного предмета «География» (базовый уровень) для 10 класса
разработана в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования /
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
2. Федеральной рабочей программой основного общего образования. География (для 5-9 классов
образовательных организаций) – Москва, 2023;
3. Учебника География. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень /
В.П. Максаковский. – 23-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2014 – 416 с. – 4-е изд.
4. Основной образовательной программой основного общего образования (5-7 классы) МБОУ
«Родниковская школа-гимназия»;
5. Положением о рабочей программе (ФГОС-2021).
Срок реализации программы – 2023-2024 учебный год.
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочейпрограмме воспитания и подлежит непосредственному применению
при реализации образовательной программы среднего общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС СОО к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам
и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов
деятельности обучающихся.
При сохранении нацеленности программы по географии на формирование базовых
теоретических знаний особое внимание уделено формированию умений: анализа, синтеза,
обобщения, интерпретации географической информации, использованию геоинформационных
систем и глобальных информационных сетей, навыков самостоятельной познавательной
деятельности с использованием различных источников. Программа по географии даёт возможность
дальнейшего формирования у обучающихся функциональной грамотности – способности
использовать получаемые знания для решения жизненных проблем в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
География является одним из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу
интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания географии положено изучение единого и одновременномногополярного мира,
глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного
представления о роли Россиив современном мире. Факторами, определяющими содержательную
часть, явилисьинтегративность, междисциплинарность,
практикоориентированность,
экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические
реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и
межгосударственных, социокультурных, социально- экономических, геоэкологических событий и
процессов.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей: воспитание чувства
патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов
мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами
современности,c ролью России как составной части мирового сообщества;
3
воспитание экологической культуры на основе приобретения знанийо взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и
формирование ценностного отношения к проблемамвзаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры;
развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта
разнообразной
деятельности,
направленной на достижение
целей устойчивого развития.
В программе по географии на уровне среднего общего образования соблюдается
преемственность с программой по географии на уровне основного общего образования, в том числе
в формировании основных видов учебной деятельности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
География как наука (2 часа)
Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Традиционные и новые
методы исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой
деятельности.
Современные
направления
географических
исследований.
Источники
географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат географических
исследований.
Географическая культура. Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое
мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных
профессий.
Природопользование и геоэкология (7 часов)
Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и
изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во
времени. Географическая и окружающая среда.
Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и культурного
разнообразия на Земле.
Практическая работа №1. «Классификация ландшафтов с использованием источников
географической информации».
Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные явления, климатические
изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические
беженцы». Стратегия устойчивого развития.Цели устойчивого развития и роль географических наук
в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей
устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа №2. «Определение целей и задач учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями или глобальными изменениями климата или загрязнением
Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования)».
Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природноресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность.
Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью,
газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность
человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования.
География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение – его причины и распространение.
Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических,
4
биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования.
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические работы:
№3. «Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам
географической информации»,
№4. «Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов».
Современная политическая карта (3 часа)
Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней
происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги
геополитических конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
Классификации и типология стран мира. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы
правления государства и государственного устройства.
Население мира (8 часов)
Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира и динамика её изменения.
Воспроизводство населения, его типы и особенностив странах с различным уровнем социальноэкономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения).
Демографическая политика и её направления в странах различных типов воспроизводства
населения. Теория демографического перехода.
Практические работы:
№5. «Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран,
регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся)»,
«6. «Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом
воспроизводства населения».
Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения мира.Структура занятости
населения в странах с различным уровнем социально- экономического развития. Этнический состав
населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный
состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население
мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные
цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы:
№7. «Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства
населения на основе анализа половозрастных пирамид»,
№8. «Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа
различных источников географической информации».
Размещение населения. Географические особенности размещения населения и факторы, его
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции
населения: причины, основные тип и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие
об урбанизации, еёособенности в странах различных социально-экономических типов. Городские
агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа №9. «Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и
сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных».
Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность экономических,
социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения
качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа №10. «Объяснение различий в показателях качества жизни населения в
отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации».
5
Мировое хозяйство (14 часов)
Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда.
Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мировогохозяйства. Факторы размещения
производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая,
территориальная и функциональнаяструктура мирового хозяйства. Международное географическое
разделение труда.Отрасли международной специализации. Условия формирования международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные,
индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном
географическом разделении труда.
Практическая работа №11. «Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран».
Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики. Международная
экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные
экономические союзы. Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных
социально- экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в
глобализации мировой экономики.
География главных отраслей мирового хозяйства
Промышленность мира. Географические особенности размещения основных видов сырьевых и
топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страныпроизводители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация странэкспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её географию,
«сланцевая
революция»,
«водородная»
энергетика, «зелёная энергетика». Мировая
электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические
особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны-лидеры
по развитию «возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего
поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной металлургии.
Ведущие страны-производители и экспортёры стали, медии алюминия. Современные тенденции
развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом
производстве и экспорте цветныхи чёрных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции
автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страныпроизводители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химииорганического синтеза.
Ведущие страны-производители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной
промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа №12. «Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения
объёмов и структуры производства электроэнергии в мире».
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами.
Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое
сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных
культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров
зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и
аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающуюсреду.
Практическая работа №13. «Определение направления грузопотоков продовольствия на основе
анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия».
6
Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Мировая система научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР).
Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их
развитие. Мировая торговля и туризм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение законаи правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основеосознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко- культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчествосвоего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественногои мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения
в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем и географических особенностей их проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира для применения различных источников географической информации
в решении учебных и (или) практико- ориентированных задач;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность в географических наукахиндивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне среднего общего образованияу обучающегося
будут сформированы универсальные учебные познавательные действия, универсальные учебные
коммуникативные действия, универсальные учебные регулятивные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с
использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
8
разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу при решении географических задачв условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические
аспекты.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способностью и готовностью к самостоятельномупоиску методов решения практических
географических задач, применению различных
методов
познания
природных,
социально-экономическихи геоэкологических объектов, процессов и явлений;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применениюв различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальныхпроектов;
владеть научным научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
формулировать собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигатьгипотезу её решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставитьпроблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для
изучения проблем, которые могут быть решены средствамигеографии, и поиска путей их решения,
для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм
представления;
выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её
назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и другое);
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и
геоинформационных систем (далее – ГИС)) при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
обеспечения
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам
с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы;
9
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектамразличных вопросов
с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственностьза решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям; оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения; принимать мотивы и
аргументы других при анализе результатов деятельности;использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Эмоциональный интеллект:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, бытьуверенным в себе;
принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироватьсяк эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношенияс другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и своё поведение;
принимать мотивы
и
аргументы других
при анализе
результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность:
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересови возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости.
10
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по географии на базовом уровнек концу 10 класса
должны отражать:
1)
понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин,
её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которыхпринимает участие современная географическая наука,
на региональном уровне,в разных странах, в том числе в России;
2)
освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и
территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических объектов в пространстве,
новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы распространения основных
религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории,
стран, имеющих различное географическое положение, стран с различными формами правления и
государственного устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и транспортных узлов,
стран- лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3)
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию,
эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их
проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том числе: для
определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства (объёмы валового
внутреннего продукта (ВВП), промышленного, сельскохозяйственного производства и другие) и
важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей, характеризующих
демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и
отдельных стран, с использованием источников географической информации, сравнения
структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран
по обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с использованием
источников географической информации, для классификации крупнейших стран, в том числе по
особенностям географического положения, форме правления и государственного устройства,
уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства населения, занимаемым ими
позициям относительно России, для классификации ландшафтов с использованием источников
географической информации;
устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том числе
между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной
деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и
технологии и возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и
противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней
ожидаемой продолжительности жизни и возрастной
структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на
окружающую среду;
формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4)
владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:
применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство, политикогеографическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное
11
государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис,
демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения,
экономически активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность
населения, миграции населения, «климатические беженцы», расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и
развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность,
мировое хозяйство, международная экономическая интеграция, международная хозяйственная
специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция»,
«водородная энергетика», «зелёная энергетика», органическое
сельское
хозяйство,
глобализация
мировой
экономики и деглобализация, «энергопереход», международные
экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
5)
сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных
и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения (исследования);
выбирать форму фиксации результатов наблюдения (исследования);
6)
сформированность умений находить и использовать различные источники географической
информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы, соответствующие решаемым
задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам
географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие
изученные географические объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе возрастной структуры
населения отдельных стран с использованием источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
7)
владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных
источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и другие)
географическую информацию о населении мира и России, отраслевой и территориальной структуре
мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников;
критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
8)
сформированность
умений
применять
географические
знания для объяснения
изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства
населения, направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации, в уровне и
12
качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой
структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
9)
сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных
явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социальноэкономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления, в том
числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с использованием источников
географической информации, влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции развития
основных отраслей мирового
хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры, изменение климата и уровня
Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в
атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10)
сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать
географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях
проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах
выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных
и антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Наименование
Колразделов и тем во
учебного предмета часо
в
Программное содержание
Основные виды
обучающихся
деятельности
Традиционные и новые методы
исследований
в географических науках, их
использование в разных сферах
человеческой
деятельности.
Современные
направления
географических
исследований.
Источники
географической
информации,
ГИС.
Географические прогнозы как
результат
географических
исследований
Различать традиционные и новые
методы
исследований
в
географических
науках;
приводить
примеры
использования
методов
географических исследований в
разных сферах человеческой
деятельности;
приводить
примеры
использования
ГИС
в
повседневной деятельности;
выделять
и
формулировать
проблемы, которые могут быть
решены средствами географии;
использовать
источники
географической информации, в
том числе ГИС,
для
выявления
аргументов,
подтверждающих
или
опровергающих одну и ту же
идею, в том числе при анализе
различных географических
прогнозов
Раздел 1. География как наука
1.1
Традиционные и 1
новые методы в
географии.
Географические
прогнозы
13
1.2
Географическая
культура
Итого по разделу
1
Элементы
географической
культуры:
географическая
картина мира,
географическое мышление, язык
географии.
Их значимость
для
представителей
разных
профессий
Называть
элементы
географической
культуры;
сопоставлять свои суждения
по географическим вопросам с
суждениями
других участников диалога,
обнаруживать
различие
и
сходство
позиций,
задавать
вопросы
по
существу
обсуждаемой темы, в том числе
при обсуждении значимости
географической культуры для
представителей
разных профессий в ходе
дискуссии
2
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
2.1
Географическая
среда
1
2.2
Естественный
антропогенный
ландшафты
и 1
Географическая
среда
как
геосистема;
факторы,
её
формирующие и
изменяющие.
Адаптация
человека к различным природным
условиям
территорий,
её
изменение
во
времени.
Географическая и окружающая
среда
Приводить примеры изменений
геосистем
в
результате
природных и антропогенных
воздействий в регионах и
странах,
на планетарном уровне;
выбирать
и
использовать
различные
источники
географической информации,
необходимые
для
изучения
геосистем и поиска путей
решения проблем;
развёрнуто и логично излагать
свою
точку
зрения
с
использованием
языковых
средств;
различать
географическую и окружающую
среду;
задавать вопросы по существу
при
обсуждении проблемы адаптации
человека
к
различным
природным условиям в разные
исторические эпохи, в том числе
к современным климатическим
изменениям;
интегрировать
знания
школьных
курсов
географии, истории, физики,
химии, биологии; расширять
рамки учебного предмета на
основе
личных
предпочтений
при
выполнении учебного проекта,
связанного с темой
Естественный и антропогенный Выявлять и характеризовать
ландшафты.
Проблема существенные
признаки
сохранения ландшафтного и
естественного и антропогенного
культурного разнообразия на ландшафта;
Земле.
Практическая работа
14
1. Классификацияландшафтов
с использованием
источников
географической
информации
2.3
Проблемы
2
взаимодействия
человека
и
природы
Опасные природные
явления,
климатические
изменения, повышение уровня
Мирового океана, загрязнение
окружающей
среды.
«Климатические
беженцы».
Стратегия устойчивого развития.
Цели устойчивого развитияи роль
географических
наук в
их
достижении. Особо
охраняемые
природные
территории как один из объектов
целей устойчивого развития.
Объекты Всемирного природного
и культурногонаследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач
учебного
исследования,
связанного
с
опасными
природными
явлениями или глобальными
изменениями
климата
или
загрязнением Мирового
океана, выбор формы фиксации
результатов
наблюдения (исследования)
устанавливать
существенный
признак их классификации (при
выполнении
практической работы);
оценивать
соответствие
результатов целям
Использовать
географические
знания
для формулирования выводов и
заключений
об
опасных
природных явлениях,
климатических
изменениях,
повышении уровня Мирового
океана, загрязнении окружающей
среды, возможности
человечества противостоять им
на
основе
интерпретации
информации из источников
географической информации;
устанавливать
взаимосвязи
между развитием науки и
технологии и возможностями
человекапрогнозировать опасные
природные
явления
и
противостоять им;
описывать
географические
аспекты проблем взаимодействия
природы и общества: различия в
особенностях
проявления
глобальных изменений климата,
повышения уровня Мирового
океана и его загрязнения, в
объёмах выбросов парниковых
газов в разных регионах мира;
оценивать изменение климата и
уровня Мирового океана для
различных
территорий,
изменение
содержания
парниковых газов в атмосфере и
меры, предпринимаемые для
уменьшения их выбросов;
формулировать
и
(или)
обосновывать
выводы
о
различиях в возможностях стран
с разным уровнем социальноэкономического
развития
участвовать в достижении целей
устойчивого развития, связанных
с экологией и глобальными
вызовами,
применять
достижения
современных
технологий
для решения экологических и
глобальныхпроблем;
выбирать
и
использовать
различные
источники
географической информации
15
для выявления аргументов,
подтверждающих
или
опровергающих одну и ту же
идею
о
климатических
изменениях, повышении уровня
Мирового океана, загрязнении
окружающей среды и причинах,
их вызывающих;
называть
цели
устойчивого
развития; определять критерии
выделения особо
охраняемых
природных
территорий,
объектов
Всемирного
природного
и
культурного наследия и целей
устойчивого
развития;
разрабатывать
содержание
социального
плаката/научно-популярной
статьи,
посвящённого
экологической тематике (по
выбору
обучающегося
–
загрязнение окружающей среды,
цели устойчивого развития);
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные
подходы и решения, ставить
проблемы
и
задачи,
допускающие
альтернативные
решения;
интегрировать знания школьных
курсов
географии, истории,
физики,
химии,
биологии;
определять цели и задачи
проведения
учебных
наблюдений/исследований
опасных природных явлений;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения
(исследования) (при выполнении
практической
работы)
(обобщения и выводы по
результатам
проведённых
наблюдений/исследований
целесообразны при изучении
темы «Глобальные проблемы
человечества»);
переносить
знания
в
познавательную и практическую
области
жизнедеятельности;
самостоятельно составлять план
решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и
предпочтений;
оценивать
соответствие
результатов целям
16
2.4
Природные
ресурсыи их виды
Итого по разделу
3
Особенности
размещения
природных ресурсов мира.
Природно-ресурсный
капитал регионов, крупныхстран,
в
том
числе
России.
Ресурсообеспеченность.
Истощение природных ресурсов.
Обеспеченность
стран
стратегическими
ресурсами:
нефтью, газом, ураном, рудными
и
другими
полезными
ископаемыми.
Земельные
ресурсы.
Обеспеченность
человечества
пресной
водой.
Гидроэнергоресурсы
Земли,
перспективы их
использования. Географиялесных
ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение – его причины и
распространение.
Роль
природных
ресурсов
Мирового
океана
(энергетических, биологических,
минеральных)
в
жизни
человечества и перспективы их
использования.
Агроклиматические
ресурсы.
Рекреационныересурсы.
Практические работы:
Оценка природно- ресурсного
капитала одной из стран (по
выбору)
по источникам географической
информации.
Определение
ресурсообеспеченности
стран
отдельными видами природных
ресурсов
Описывать положение крупных
месторождений
полезных
ископаемых в мире; приводить
примеры
стран-лидеров
по
запасам минеральных, лесных,
земельных, водных ресурсов;
оценивать природно-ресурсный
капитал одной из стран (по
выбору)
по
источникам
географической информации;
сопоставлять и анализировать
географические карты различной
тематики и другие источники
географической информации (в
том числе
при выполнении практической
работы 1); сравнивать регионы и
страны
по
обеспеченности
земельными, лесными, водными
ресурсами
на
основе
использования
разных
источников информации, в том
числе картографических (при
выполнении
практической
работы
2);
самостоятельно
выбирать оптимальную форму
представления и визуализации
информации
с учётом её назначения (тексты,
картосхемы,диаграммы и т. д.);
находить
географическую
информацию, необходимую для
определения
перспектив
использования
гидроэнергоресурсов
Земли,
ресурсов
Мирового
океана,
причин обезлесения;
анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически
оценивать
их
достоверность;
вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям
7
Раздел 3. Современная политическая карта
3.1
Политическая
география
геополитика
1
и
Политическая карта мира и
изменения, на ней происходящие.
Новая многополярная модель
политического мироустройства,
очаги геополитических
конфликтов.
Политикогеографическое
положение.
Специфика
России
как
евразийского и приарктического
государства
Различать
понятия
«политическая география» и
«геополитика»;
применять
понятия
«политическая карта», «страна»,
«государство»,
«политикогеографическое положение» для
решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач; выявлять на основе
различных
источников
17
3.2
Классификация и 2
типология стран
мира
Итого по разделу
информации и характеризовать
тенденции
изменения
политической карты мира;
описывать
новую
многополярную
модель
политического мироустройства;
приводить
примеры
очагов
геополитических
конфликтов;
характеризовать
специфику
политикогеографического
положения
России
как
евразийского и приарктического
государства
с использованием информации из
различных
источников;
интегрировать знания школьных
курсов географии, истории и
обществознания при изучении
вопросов изменений
на политической карте мира
Основные типы стран: критерии Приводить
примеры
и
их выделения. Формы правления показывать на карте наиболее
государства и государственного
крупные страны по численности
устройства
населения
и
площади
территории,
страны,
отличающиеся особенностями
географического
положения,
страны с различными формами
правления
и
типамигосударственного
устройства; называть основные
критерии типологии стран мира
по
уровню
социальноэкономического
развития;
выделять основные признаки
развитых, развивающихся стран,
стран с переходной экономикой;
применять понятия «монархия»,
«республика»,
«унитарное
государство»,
«федеративное
государство»
для
решения
учебных и (или) практикоориентированныхзадач;
проводить классификацию стран
по
особенностям
географического
положения,
формам
правления
и
государственного
устройства;
проявлять широкую эрудицию
при проведении классификаций и
типологии стран мира
3
Раздел 4. Население мира
4.1
Численность
и 2
воспроизводство
населения
Численность населения мира и
динамика её изменения.
Воспроизводство населения, его
типы и особенности
Называть страны-лидеры по
численностинаселения;
объяснять особенности динамики
численностинаселения мира;
18
в странах с различным уровнем
социальноэкономического развития
(демографический
взрыв,
демографический
кризис,
старение населения).
Демографическая политика и её
направления в странах различных
типов
воспроизводства
населения.
Теория
демографического перехода.
Практические работы:
Определение и сравнение темпов
роста населения
крупных
по
численности
населения стран, регионов мира
(форма фиксации результатов
анализа
по выбору обучающихся).
Объяснение
особенности
демографической политики в
странах с различным типом
воспроизводства населения
определять и сравнивать по
статистическим данным темпы
роста населения в крупных
странах и регионах мира
(при выполнении практической
работы 1); применять понятия
«воспроизводство населения»,
«демографический взрыв»,
«демографический
кризис»,
«старение
населения»,
«демографическая политика»,
«демографический переход» для
решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач; классифицировать страны
по
типам
воспроизводства
населения; сравнивать
показатели
рождаемости,
смертности,
естественного
прироста в странах различных
типов
воспроизводства
населения, используя источники
географической
информации;
различать
географические
процессы
и
явления:
демографический взрыв
и демографический кризис и
распознавать их проявления в
повседневной
жизни;
использовать
средства
информационных и
коммуникационных технологий
(в том числе и ГИС) при решении
когнитивных
задач
с
соблюдением
норм
информационной безопасности
при
изучении
динамики
численности и особенностей
воспроизводства населения мира;
объяснять
особенности
демографической политики в
странах с различным типом
воспроизводства населения (при
выполнении
практической
работы 2); представлять в
различных формах (графики,
таблицы, схемы) информацию о
численности
населения,
её
динамике в мире и регионах;
выбирать оптимальную форму
представления и визуализации
информации
с
учётом
её
назначения в ходе выполнения
практических
работ; давать
оценку
новым
ситуациям,
вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям в
19
4.2
Состав и структура 2
населения
Возрастной и половой состав
населения
мира. Структура
занятости населения в странах
с различным уровнем социальноэкономического
развития.
Этнический состав населения.
Крупные народы,языковые семьи
и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав
населения.
Мировые
и
национальные религии, главные
районы
распространения.
Населениемира и глобализация.
География культуры в системе
географических
наук.
Современные
цивилизации,
географические
рубежи
цивилизации
Запада
и
цивилизации Востока.
Практические работы:
Сравнение половой и возрастной
структуры
в странах различных типов
воспроизводства населения на
основе анализа половозрастных
пирамид.
Прогнозирование
изменений возрастной структуры
отдельных стран на основе
анализа различных источников
географической информации
ходе выполнения практических
работ
Применять понятия «состав
населения»,
«структура
населения»,
«экономически
активное
население», «народ», «этнос» для
решения учебных и (или)
практикоориентированных
задач;
устанавливать
взаимосвязи
между значениями показателей
рождаемости,
смертности,
средней
ожидаемой
продолжительности жизни и
возрастной
структурой
населения;
определять и объяснять различия
возрастного и полового состава
населения, структуры занятости
населения в различных регионах
мира
на
основе
анализа
источников
географической
информации; сравнивать
половую и возрастную структуру
в странах различных типов
воспроизводства населения
на
основе
анализа
половозрастных пирамид (при
выполнении
практической
работы
1);
выбирать
и
использовать
различные
источники
географической
информации, необходимые для
изучения
этнического
и
религиозного состава населения;
описывать и показывать на карте
ареалы размещения крупных
народов,
языковых
семей,
распространения мировых и
национальных
религий;
прогнозировать
изменения возрастной структуры
населения отдельных стран на
основе
анализа
различных
источников
географической
информации
(при выполнении практической
работы 2); разрабатывать план
решения географическойзадачи с
учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных
ресурсов
при
выполнении
практических работ;
извлекать,
анализировать,
интерпретировать,
преобразовывать
20
4.3
Размещение
населения
4.4
Качество
населения
3
Географические
особенности
размещения
населения
и
факторы, его определяющие.
Плотность населения, ареалы
высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения:
причины, основные типы и
направления.
Расселение
населения: типы и формы.
Понятие об урбанизации, её
особенности в странах различных
социальноэкономических типов. Городские
агломерации и мегалополисы и
мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение
различий
в
соотношении
городского и сельского населения
разных регионов мира на основе
анализа статистических данных
жизни 2
Качество жизни населения как
совокупность
экономических,
социальных,
культурных,
экологических условий жизни
людей.
Показатели,
характеризующие
качество
жизни
населения.
географическую информацию в
ходе выполнения практических
работ
Применять понятия «плотность
населения»,
«расселение
населения»,
«миграции
населения»,
«субурбанизация»,
«ложная
урбанизация», «мегалополисы»
для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач; различать и показывать на
карте ареалы высокой и низкой
плотности населения; различать
географические процессы
и
явления:
урбанизацию,
субурбанизацию,
ложную
урбанизацию,
эмиграцию,
иммиграцию;
объяснять влияние факторов,
определяющих
различия
в
размещении
населения
различных регионов и стран
мира;
объяснять
направление
международных
миграций;
оценивать
влияние
международных миграций на
демографическую и социальноэкономическую ситуацию в
регионах и странах мира с
использованием
различных
источников информации;
оценивать влияние урбанизации
на окружающую среду;
объяснять различия в темпах,
уровнях урбанизации в странах с
различным уровнем социальноэкономического
развития;
устанавливать
критерии
сравнения
географических
объектов, процессов и
явлений (в том числе при
выполнении
практической
работы); распознавать
проявления в повседневной
жизни
процессов миграции,
урбанизации;
распознавать формы расселения
населения
Применять понятия «уровень
жизни населения», «качество
жизни населения»,
«индекс человеческого развития»
для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
21
Итого по разделу
Индекс человеческого развития
как интегральный показатель
сравнения
качества
жизни
населения различных стран и
регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий
в показателях качества жизни
населения в отдельных регионах
и странах мира
на основе анализа источников
географической информации
различать
показатели,
характеризующие уровень жизни
населения; объяснять различия в
уровне и качестве жизни
населения
в регионах и странах;
самостоятельно
осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в образовательной деятельности
(в том числе при выполнении
практической работы)
Мировое
хозяйство:
состав.
Основные
этапы
развития
мирового хозяйства.
Факторы
размещения
производства и их влияние на
современное развитие мирового
хозяйства.
Отраслевая, территориальная и
функциональная
структура
мирового хозяйства.
Международное географическое
разделениетруда. Отрасли
международной специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль
географических факторов
в её формировании. Аграрные,
индустриальные
и
постиндустриальные
страны.
Роль
и
место
России в
международном географическом
разделении труда.
Практическая работа
1.
Сравнение
структуры
экономики аграрных,
индустриальных и
постиндустриальных стран
Называть составные элементы
мирового
хозяйства,
четыре
сектора
мирового хозяйства, основные
формы международных
экономических отношений и
факторы, влияющие на их
развитие,
географические
факторы
международной
хозяйственной
специализации
стран;
описывать
основные
этапы
развития мировогохозяйства;
характеризовать
отраслевую,
территориальную
и
функциональную
структуру
мирового хозяйства; оценивать
тенденции развития основных
отраслей мирового хозяйства и
изменения его отраслевой и
территориальной
структуры;
сравнивать
страны
по
особенностям
функциональной структуры их
экономики (при выполнении
практической
работы);
приводить примеры отраслей
международной хозяйственной
специализации стран;
характеризовать роль России
в
международном
географическом
разделении
труда;
анализировать
и
интерпретировать
географическую
информацию
различных
видов и форм
представления;
интегрировать
знания из школьных курсов
географии,
истории
и
8
Раздел 5. Мировое хозяйство
5.1
Состав и структура 2
мирового
хозяйства.
Международное
географическое
разделение труда
22
5.2
Международная
экономическая
интеграция и
глобализация
мировой
экономики
1
Международная
экономическая интеграция.
Крупнейшие
международные отраслевые и
региональные
экономические
союзы.
Глобализация
мировой
экономики и её влияние
на хозяйство стран разных
социально-экономических типов.
Транснациональные корпорации
(ТНК) и их роль в глобализации
мировой
экономики
5.3
География
6
главных отраслей
мирового
хозяйства.
Промышленность
мира
Географические
особенности
размещения основных видов
сырьевых итопливных ресурсов.
Страны-лидеры по запасам и
добыче нефти, природного газа и
угля.
Топливно-энергетический
комплекс мира: основные этапы
развития,
«энергопереход».
География отраслей топливной
промышленности.
Крупнейшие
страныпроизводители, экспортёры и
импортёры нефти, природного
газа и угля.
Организация стран- экспортёров
нефти.
Современные тенденцииразвития
отрасли,
изменяющие её географию,
«сланцевая революция»,
«водородная» энергетика,
«зелёная энергетика». Мировая
электроэнергетика.
Структура
мирового производства
электроэнергии
и
её
географические особенности.
Быстрый
рост
производства
электроэнергии
обществознания при изучении
мирового хозяйства
Приводить
примеры
международной экономической
интеграции; приводить
примеры
транснациональных
корпораций (ТНК) и влияния
деятельности ТНК
на
социально-экономическое
развитиеразвивающихся стран;
распознавать
проявления
процессов
международной экономической
интеграции и
глобализации
мировой экономики
в повседневной жизни;
формулировать суждения и
выражать свою точку зрения по
вопросам влияния процессов
глобализации и деятельности
ТНК
на
социально-экономическое
развитиеотдельных стран;
формулировать
выводы
и
заключения
на
основе
интерпретации
информации о глобализации
мирового хозяйства
Называть страны-лидеры по
производству
и
экспорту
основных видов промышленной
продукции;
определять тенденции развития
основных
отраслей
промышленности мира
с использованием различных
источников
географической
информации;
описывать
этапы
«энергоперехода» в мировом
хозяйстве, влияние «сланцевой
революции»
и
развития
«водородной энергетики» на
географию мировой энергетики;
оценивать влияние изученных
отраслей
промышленности
на
окружающую
среду;
представлять в виде диаграмм
данные
о динамике изменения объёмов и
структуры
производства
электроэнергии в мире
(при выполнении практической
работы); оценивать роль России
как
крупнейшего мирового
поставщика
топливно-
23
5.4
Сельское
хозяйствомира
2
с использованием ВИЭ.
Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики.
Воздействие на окружающую
среду
топливной промышленности и
различных типов
электростанций, включая ВИЭ.
Роль России как
крупнейшего
поставщика
топливно-энергетических
и
сырьевых ресурсов
в
мировой
экономике.
Металлургия мира.
Географические
особенности
сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страныпроизводители и
экспортёры стали, меди и
алюминия.
Современные
тенденции развития отрасли.
Влияние
металлургии
на
окружающую среду.
Место России в мировом
производстве и экспорте цветных
и чёрных металлов.
Машиностроительный
комплекс мира. Ведущие страныпроизводители и экспортёры
продукции автомобилестроения,
авиастроения и
микроэлектроники. Химическая
промышленность
и
лесопромышленный
комплекс мира. Ведущие страныпроизводители и экспортёры
минеральных
удобрений
и
продукции химии органического
синтеза.
Ведущие
страныпроизводители
деловой
древесины
и
продукции
целлюлозно-бумажной
промышленности.
Влияние
химической
и
лесной
промышленности
на окружающую среду.
Практическая работа
1. Представление в видедиаграмм
данных о динамике изменения
объёмов
и
структуры
производства электроэнергии в
мире
Географические
различия в
обеспеченности
земельными
ресурсами.
энергетических и сырьевых
ресурсов в мировой экономике;
выявлять и
характеризовать существенные
признаки современного этапа
«энергоперехода»;
анализировать
и
интерпретировать
географическую
информацию
различных видов и форм
представления;
оценивать
достоверность географической
информации
по
заданным
критериям
Называть страны-лидеры по
производству
и
экспорту
основных видов
сельскохозяйственной
продукции,
24
5.5
Сфера
Мировой
транспорт
услуг. 3
Итого по разделу
Общее количество по
программе
14
34
Земельный фонд мира, его
структура.
Современные
тенденции развития отрасли.
Органическое сельское
хозяйство.
Растениеводство.
География
производства
основных
продовольственных
культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как
одного из главных
экспортёров зерновых
культур.
Животноводство.
Ведущие
экспортёры
и
импортёры продукции
животноводства. Рыболовство и
аквакультура: географические
особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его
отраслейна окружающую среду.
Практическая
работа1.
Определение
направления
грузопотоков продовольствия на
основе анализа статистических
материалов и создание
карты «Основные
экспортёры
и
импортёры
продовольствия»
Основные
международные
магистрали и транспортные узлы.
Мировая
система
НИОКР.
Международные экономические
отношения:
основные формы и факторы,
влияющие на их развитие.
Мировая торговля и туризм
крупнейших
экспортёров
главных
видов
сельскохозяйственной
продукции, основные признаки
«органического» сельского
хозяйства (при выполнении
практическойработы);
определять с использованием
источников
географической
информации тенденции развития
основных отраслей сельского
хозяйства
мира;
оценивать
влияние сельского хозяйства
отраслей на окружающую среду;
находить
аргументы,
подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же
идею,
в
различных
источниках
географическойинформации
Определять с использованием
источников
географической
информации основные
международные магистрали и
транспортные узлы, направления
международных туристических
маршрутов;
выявлять и характеризовать
существенные
признаки
изменений в международных
экономических отношениях в
новых условиях; поиск методов
решения
практических
географических задач;
называть
главные
мировые
финансовые центры, описывать
направление движения капитала;
выявлять
дефициты
географической
информации,
данных, необходимых
для
решения
поставленной
задачи