Программа по профилактике правонарушений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703; ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД0301001
ул.40 лет Победы,9, с. Родниково, Симферопольский район, РК, 297540
тел/факс 3(652)344-223, e-mail: school_simferopolsiy-rayon28@crimeaedu.ru
(МБОУ «Родниковская школа-гимназия»)

ПРОГРАММА
«Профилактика
правонарушений
среди несовершеннолетних»
на 2022-2023 учебный год

Родниково 2022 г.

2
В современном обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями:
изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается
конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так
называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную
деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, происходит резкий рост
беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает педагогов вести поиск
эффективных способов профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка,
в том числе и правонарушений.
Педагоги школы создают комфортную психологическую обстановку на уроках, а это залог
успешного восприятия и усвоения детьми учебных программ.
Образовательные программы школы ориентируются на обеспечение успеха каждого
ученика в различных областях школьной жизни.
В школе познавательной деятельности отводится ведущая роль, поэтому мы развиваем
присущие для данной системы формы согласованного взаимодействия.
Фактическое неумение и нежелание значительной части родителей заниматься
воспитанием детей приводит к необходимости
педагогическому коллективу в своей
деятельности взять на себя решение этой проблемы, чтобы дать нашим детям равные стартовые
возможности для их становления как личностей.
Одной из главных задач педагогического коллектива является сохранение контингента учащихся,
отсутствие скрытого отсева.
Нормативно-правовая база:
1.
Концепция ООН о правах ребенка
2.
Конституция РФ
3.
Семейный кодекс РФ
4.
Закон «Об образовании в РФ» № 273
5.
Приоритетный национальный проект «Образование».
6.
Федеральная программа развития образования.
7.
ФЗ РФ «О государственной поддержке молодѐжных и
детских общественных
объединений».
8.
Гражданский кодекс РФ
9.
Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений»
10.
Устав школы.
Концептуальные подходы
Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым
предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено
следующими причинам:

социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя
неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения,
отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных
отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими
учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе
класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей,
учителей, одноклассников;

3
отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития,
возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и
психоневрологического свойства;

отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами
деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей, и
планов;

безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на
этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных
ценностей с позитивных на негативные.
На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие
определения профилактики:
- использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить
возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
- в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием
причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.
Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
- научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у
отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни
и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних
потенциалов
В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного
масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные
на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию
и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических
условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка
(принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная,
вторичная,
третичная.
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного
воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование
отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является
важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в
поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение
еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.
На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений
профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей,
социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений
микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности
на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной
стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой,
своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка
жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска. .
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических,
юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими


4
девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими
со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной
профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка,
правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки
подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по
делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти
соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные
педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при
условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для
несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома.
Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и
материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также
оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не
подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной
ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка.
Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного
уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит
мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так,
например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без
согласования с работниками КДН.
Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического
характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком,
вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид
профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система
патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы,
оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического
консультирования.
На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения
наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции
которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков,
нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий,
направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем
ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия
проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы
непосредственно перед ее возникновением.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение
определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости,
профилактика подросткового суицида и т.п.
В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы
по ранней профилактики праовнарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными
положениями являются следующие:
 центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на
которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
 социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный
подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную
педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и
технологии.
 интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования,
семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции

5
ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном
подходе;
 поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социальновоспитательную деятельность;
 создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере
свободного времени подростков;
- содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности
содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно
учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного
времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное
и свободное время в разнообразных формах); трудовая деятельность; туристско-краеведческая
деятельность; учебно-исследовательская деятельность.
Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного
поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит
превентивный характер.
При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений
дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у
детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через
вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать
позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем
самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Создание
условий
для
организации
комплексной
профилактики
правонарушений
несовершеннолетних.
Задачи:
1.
Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения
правонарушений).
2.
Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений
в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
3.
Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической
работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
4.
Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам,
способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.
5.
Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы,
реализацию социальных программ.
6.
Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего
«Я».
7.
Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
8.
Способствовать адаптации личности к жизни в обществе.
9.
Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.
10.
Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб
представителей
административных
органов
по
профилактике
правонарушений
несовершеннолетних.
11.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
12.
Определение результативности профилактической работы.
В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь педагогический коллектив
школы.

6
ПЛАН
совместной работы ОУУП и ПДН России по Симферопольскому району и
МБОУ «Родниковская школа-гимназия»
на 2021/2022 учебный год
№

Мероприятия

1

Повести и утвердить акт обследования
учебного заведения, на предмет
антитеррористической защищѐнности
здания (наличие охраны, общая
защищѐнность объекта).
Для совершенствования и
своевременного реагирования на
криминогенную обстановку в учебном
заведении, закрепить за школой
сотрудника ПДН, УУП и УР. Данную
информацию разместить на стенде
информации.
Составить и утвердить совместный
план работы школы, ПДН по
профилактике правонарушений,
преступности, бродяжничества,
употребление наркотических веществ,
алкогольных напитков и курения
среди учащихся.
Проводить оперативные совещания с
руководителями учебного заведения,
родителями по организации правового
обучения, нравственно-правового
воспитания учащихся.
Организовать проведение месячника
правовых знаний, с привлечением
сотрудников ГИБДД, ОУР, УУП.
Составить график по организации и
проведению школьных мероприятий, с
целью недопущения правонарушений,
совершѐнных совершеннолетними и в
отношении их.
Проводить разъяснительную работу с
родителями, с целью недопущения
случаев жестокого обращения с
детьми.
Проводить профилактические беседы с
родителями и руководителями
общеобразовательных учреждений
всех уровней, с несовершеннолетними
занятия с целью изучения нормативноправовой документации по борьбе с
экстремизмом, уголовную
ответственность и последствия данной
деятельности.

2

3

4

5

6

7

8

Ответственный
ПДН,ЗДВР

Сроки
исполнения
до 15.08.2020г.

ПДН, ЗДВР

до 01.08.2020г.

ЗДВР, ПДН

до 01.09.2020г.

ЗДВР, ПДН

Ежеквартально

ОМВД России по
Симферопольскому
району
ЗДВР

Октябрь 2020,
апрель 2021
года
Ежемесячно

ПДН

Ежемесячно

ПДН

Ежеквартально

Отметка о
выполнении

7
9

Внести предложения на общих
собраниях родителям и
педагогическому составу по контролю
и ограничению изучения
несовершеннолетними и
распространение ими в сети Интернет
литературы экстремистского
содержания и литературы,
направленной на нарушение
целостности государства.

ПДН

Ежеквартально

Работа с учащимися с «группы риска»
Мероприятия
1. Выявление учащихся, склонных к совершению
правонарушений и преступлений. Постановка на
внутришкольный контроль.
2.Своевременное информирование школы и ПДН о
фактах правонарушений и преступлений.
Принятие мер к правонарушителям.
3. Изучение занятости учащихся «группы риска» в
свободное от школы время. Вовлечение в работу
кружков, клубов, секций
4.Организация консультаций психолога
5.Проведение совместных рейдов по месту
жительства учащихся «группы риска» с целью
установления занятости в каникулярное,
свободное от школы время.

Сроки
В течение
года
В течение
года
Первое
полугодие
По заявке в
течение года
1 раз в месяц

Ответственные
Классные руководители,
педагог-психолог
Кадурина Л.И.
Инспектор ПДН
ЗД по ВР Чурсина Н.В.
ЗД по ВР Чурсина Н.В.,
педагог-психолог
Кадурина Л.И.
педагог-психолог
Кадурина Л.И.
Классные руководители,
ЗД по ВР Чурсина Н.В.

Работа с неблагополучными семьями
Мероприятия
1.Выявление неблагополучных семей, вновь
прибывших учащихся, 1-х и других классов.
Постановка на внутришкольный контроль.
2.Совместные рейды классных руководителей,
инспектора ПДН, специалиста по социальной
работе в неблагополучные семьи.
3.Организация консультаций для родителей:
медико-психолого-педагогический консилиум,
специалисты социальной защиты населения.
4. Приглашение на Совет профилактики
правонарушений родителей, уклоняющихся от
воспитания своих детей, направление
материалов в ПДН.

Сроки
Сентябрь,
октябрь
1 раз в четверть

Ответственные
ЗД по ВР Чурсина Н.В.,
педагог-психолог
Кадурина Л.И.
Классные руководители,
инспектор ПДН

По мере
необходимости

Администрация школы

По заявке
классных
руководителей

ЗД по ВР Чурсина Н.В.,
классные руководители

В течение всего года осуществляется:
- работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;
- организация консультативной помощи учащимся «группы риска» по различным предметам;

8
- отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;
- оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, районный отдел
образования,
органы социальной защиты;
- заседания школьного Совета профилактики сопровождения по вопросам:
- профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;
- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;
- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;
- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;
- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, психолога и других
специалистов по организации нравственного и правового воспитания.
Профилактическая работа с педагогическим коллективом
Цель: информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с
учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.
№
п/п
1
2

3

4
5
6

Наименование мероприятия
Участие в заседаниях педагогического
совета школы:
Информирование о состоянии работы с
учащимися и их семьями, находящимися в
социально опасном положении
Ознакомление с правовыми документами,
регламентирующими организацию работы
с детьми и семьями «группы риска».
Проведение индивидуальных
консультаций.
Организация тематических консультаций,
семинаров с субъектами профилактики
Организация совместных мероприятий с
родителями и учащимися с целью
повышения взаимодействия

Профилактическая работа с родителями.
Цель: усиление взаимодействия между
правонарушений несовершеннолетних
№
п/п
1

2
3

Сроки выполнения

Ответственн
ый
Администра
ция школы

Согласно плану работы
школы

в течение года
в течение года
в течение года

педагогами

Наименование мероприятия
Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШК,
службе социальной защиты населения.
Формирование банка данных на указанную
категорию семей
Посещение учащихся социально-незащищенной
категории по месту жительства с целью
обследования социально-бытовых условий
проживания, контроля за семьей и учащихся,
оказание помощи.

и

родителями

Сроки
выполнения
Сентябрь
В течение
года
В течение
года

в

профилактике

Ответственный за
выполнение
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители

9
4

Проведение цикла профилактических бесед с
родителями

Постоянно

5

Привлечение родителей к осуществлению
право-порядка во время проведения культурномассовых мероприятий.
Проведение родительского всеобуча

По плану

8

Выявление семей, находящихся в социально
опасном положении

В течение
года

9

Установление причин неблагополучия,
принятие мер по их устранению путем оказания
социальной, юридической, правовой помощи.
Проведение индивидуальных консультаций.

В течение
года

Администрация,
классные
руководители
Классные
руководители,
сотрудник социальной
службы
Классные
руководители

В течение
года

ЗД по ВР
Чурсина Н.В.

6

10

По плану

Классные
руководители
инспектор ПДН
Классные
руководители

Условия реализации программы
- комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений
среди несовершеннолетних;
- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,
педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися;
- удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время;
Предполагаемый результат:
- организация профилактической деятельности, способствующей снижению совершения
правонарушений среди несовершеннолетних

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».